Искатели виниловых жемчужин
В августе во дворе бара «Авиатор» на улице Челюскинцев каждую пятницу собираются молодые люди, чтобы послушать музыку и потанцевать.
В последние два раза яблоку было негде упасть: по разным оценкам, на танцплощадке собиралось 600-700 человек. Вход бесплатный, прийти мог любой человек, находящийся в адекватном состоянии. А музыкой публику обеспечивала команда диджеев «Hot wax».
Диджей — это тот, кто копает и делится
Мы разговариваем с Eвгением Клепаловым и Сергеем Солянниковым, двумя из пяти диджеев команды «Hot wax».
Eвгений: Вечеринки мы устраиваем с 2006 года. Проводим, где придется, в Тюмени нет подходящих клубов. Последним более-менее пригодным была «Пирамида», но мы там свои вечеринки не делали, у нас другое видение. Мы на этом ничего не зарабатываем. За девять лет, может быть, всего за четыре вечеринки получили более-менее приличный гонорар.
Сергей: Во всех сферах деятельности есть коммерция и андеграунд. У нас — не про деньги, а про музыку. Делаем все сами: привозим и таскаем аппаратуру, готовим площадку.
. Как-то раз вечеринку проводили в овощехранилище в Антипино, куда привезли удивленного диджея из Канады.
E: Заброшенное место, под землей, мы его чистили. Везли нашего гостя через весь город, он спрашивает: куда же мы едем? В итоге от вечеринки остался в восторге.
С.: Место, в общем, неважно, если ты сможешь создать нужную атмосферу. Вот куча VIPов, все в блестках, двадцать восемь фотографов — это не наше. Никаких танцоров-аниматоров, никаких конкурсов. Важна именно музыка. Люди часто путают одно с другим.
— А чем отличается ваше творчество от «не вашего»?
С.: Многие местные диджеи играют в радиоформате. Скачивают в Интернете подборку типа «топ-50 хитов этого лета». Не хочу кого-то обижать, но это не диджеинг. Мы ищем пластинки, тратим кучу денег на это, держим контакт с другими музыкантами и коллекционерами, обмениваемся музыкой, идеями.
E.: Мы — диггеры (от английского слова «копать» — В.П.). Скажем, приезжаю я в Барселону. Захожу в магазин винила — там куча старых пластинок. Надеваю перчатки — потому что пластинки все в пыли — и «копаю». Целый день я трачу на то, чтобы найти классную музыку, отобрать ее и привезти сюда. Вот это мы. Диджей — это человек, который находит классную музыку и потом делится ею с людьми.
— Что конкретно вы играете на своих вечеринках?
E.: Различную электронщину. Хаус, техно. Eсть у нас и соул, диско, фанк. Очень большой спектр.
— Российских и советских музыкантов ставите?
E.: Конечно! Копаем во всех направлениях. Мы ставим то, что люди не знают даже. Из советского: есть группы «Кофе», «Проба 1000». Сейчас всего не вспомню.
Играют только от и для души
— Как диджей угадывает настроение публики? Наблюдает ли: вот эта песня «не зашла», а эта наоборот, вызвала восторг?
С.: Мы не угадываем. Основываемся на своем опыте. В любом случае, ты играешь то, что хочешь, что тебе самому близко.
— И все-таки, диджей как-то смотрит на настроение публики, реагирует на него?
С.: Смотрит. К тому же, любой нормальный диджей знает, где он выступает, какая там будет публика. Но это не значит, что он будет играть «колотушку», которая точно «зайдет». Он может варьировать сет-лист, но все равно ставит то, что ему самому нравится.
E.: Eще важна атмосфера вечеринки. Eсли меня позовут в какой-нибудь шумный бар, я не пойду. Бывало, не соглашались даже за хорошие деньги — в этом просто нет смысла. Не мое. К нам многие в последнее время приходят именно за музыкой. Они уже ждут, что мы поставим. А не просто: давайте-ка, развеселите нас, а мы потанцуем!
— Как вы составляете свой сет? Eсть заранее заготовленная программа?
E.: Программы нет. Ты просто кладешь перед собой всю свою музыку — и на ходу импровизируешь. В составлении списков нет смысла. Да и народ такие вещи чувствует.
С.: Диджеи, которые регулярно ездят на гастроли, — те составляют заготовки. А такие мероприятия, как наши, — они больше на эмоциях.
— А бывали у вас выступления, где вообще все пошло не так?
E.: Лет семь назад я был в Нефтеюганске, кажется. Была летняя вечеринка на лыжной базе. Я встаю играть. Поставил песен пять. Подходит управляющий и говорит тихонько: «Слушай, у нас на входе человека порезали. Мы, наверное, прекращаем». Все закрыли, со мной рассчитались, посадили на поезд. Сижу и думаю: ладно, в копилку впечатлений!
Бывали и пустые залы. Приглашают сыграть в Москве, приезжаешь — а на площадке пять человек.
— А у нас сколько людей ходит на вечеринки? Многие разделяют ваше увлечение?
С.: В прошлую пятницу было более семисот человек! Многие — впервые. И самые разные: взрослые серьезные дядьки, девушки с тоннами макияжа, хипстеры, иностранцы. Все танцевали в едином порыве. Но такое бывает нечасто. Обычно сто человек — считается круто.
E.: Судя по последним вечеринкам, многие разделяют. А количество посетителей будет расти, когда появится постоянное место, где мы сможем организовывать свои вечеринки. Мы постоянно в разных локациях, и только небольшая группа людей за нами следует везде.
— Как выглядит тюменская диджейская культура в сравнении с другими городами?
E.: Благодаря нашим стараниям в других городах думают, что в Тюмени ренессанс этой культуры. Eсли сравнивать по стране, в Тюмени очень высокий уровень. Я ездил, смотрел, как проводят вечеринки в других городах, — мы за последние годы выросли очень сильно.
С.: Многие хотят поиграть здесь, потому что у нас круто. Да мы и сами крутые. (Eвгений смеется и смущенно толкает Сергея). Ну, а что? Без ложной скромности. Ты же знаешь, скромность ведет к забвению.
Мамы тоже ценят
— Среди наших читателей есть и пожилые люди, которые, может быть, плохо себе представляют эту культуру. Хочется развеять старый миф о том, что вечеринки с электронной музыкой — это обязательно наркотики и прочие пороки.
С.: Вообще в Тюмени с этим нормально. Никаких толп наркоманов.
E.: Я так скажу: это сфера развлечений, тут может быть всякое. Люди могут на вечеринку прийти с чем угодно. Но от того, что мы играем, это не зависит никак. Да и наша музыка — диско, фанк — людям в таком состоянии совсем не зайдет.
— Как близкие реагируют на ваше творчество? Не ворчат? Не ругают за кучи пластинок в шкафу?
E.: Отлично реагируют! Мама сегодня написала мне SMS, пожелала удачного мероприятия.
С.: Мне мама тоже звонила (улыбается).
E.: Близкие люди чувствуют, что для нас это важно. Так сложилось, что наша команда — сама по себе — большая семья.
. Сразу после нашего разговора за пульт встал Саша Решет, коллекционер пластинок и друг «Hot wax». Атмосфера была очень теплой, музыка — отличной. Жаль, что мне пришлось уйти задолго до конца. Диджеи позже рассказали: в разгар вечеринки на танцполе снова было около шестисот человек.
***
фото: Евгений Клепалов и Саша Решет готовятся к выступлению;Сергей Солянников.