Школьная форма: оптимальная и недостижимая?
Почти полторы тысячи часов — столько в этом учебном году ученики будут ходить в школьной форме.
За вычетом осенних, зимних и весенних каникул четыре четверти состоят из 268 дней. С учетом морозов или возможного карантина по ОРВИ сумма может уменьшиться, но в целом масштаб занятости учащихся понятен. И 90 процентов этого времени они проведут в закрытых помещениях.
Какой же должна быть школьная форма, чтобы вынести такой физический износ? Медики утверждают, что материал ее должен быть натуральным, гигроскопичным, чтобы ребенок не задыхался в синтетическом скафандре. Руководители школ требуют единую форму. Родители пытаются сэкономить на ее покупке. Какую середину в этой ситуации можно назвать золотой?
Во времена Советского Союза считали, что оптимальное решение — единая школьная форма: коричневые платья для девочек и синие костюмы для мальчиков. Шили ее из полушерстяных или шерстяных материалов. Покупать можно было на вырост — один комплект на несколько лет. Вначале ушил, потом распустил, и затраты для семейного бюджета минимальные. Менялись только воротнички и фартуки для девочек.
Устоявшуюся систему смела не столько демократия начала 90-х годов, сколько дефицит конца 80-х. Школьную форму начали выдавать по талонам, потому что в «Детском мире» одевались не только школьники, но и взрослые (если подходили по комплекции). Плановая экономика двойного спроса не вынесла и дала сбой.
Отказ в 1991 году от единой школьной формы воспринимался как освобождение — какое счастье ходить на уроки в чем хочешь! Так считали и, наверное, будут считать подростки. Но их точку зрения не всегда разделяют родители, особенно в тех семьях, которые не отличаются высоким уровнем достатка. Статистика утверждает, что таких семей по-прежнему большинство. Даже если они и добрались до уровня среднего класса, в нашем его понимании.
У нас он начинается, как только перешагнешь категорию «малоимущий». Подготовка ребенка к школе вне зависимости от возраста и класса превращается в аналог гонки героев: победит тот, кто за минимальное время и с меньшими денежными потерями дойдет до конечной цели. Разрешается использовать знакомых для взаимного обмена вещами и учебными пособиями. Прибегать к услугам интернет-порталов и социальных сетей. Совершать квест по магазинам в поисках того, что дешевле. Ходить на благотворительные акции. Эти и другие «бюджетные варианты» помогут сэкономить деньги, но заберут больше сил и времени.
Казалось бы, часть проблем с выбором и покупкой формы решается, если школа заключила контракт с ателье. Хотя бы о фасонах в таком случае можно не думать. И, главное, не спорить. Ребенок примет их как данность. Дискуссий на тему «хочется или не хочется», а также компетенции родителей в тенденциях современной моды и молодежной психологии не будет. Но не факт, что в сумме такой заказ для маминого или папиного кошелька окажется менее накладным. Ателье — услуга не из дешевых, даже мелкооптовыми партиями. К тому же в придачу, как говорят модельеры, капсульной, то есть базовой коллекции все равно придется добавлять пару блузок или рубашек, а также джемперов, свитеров и кофточек. Каждый предмет в лучшем случае — примерно 1500 рублей. Не обойтись также без обязательных гольфиков, носочков, колготок, бантиков, галстуков. Прибавьте еще рублей по 300 на штуку. В среднем. Без особого учета персональных пожеланий и модных тенденций. Брендовые накрутки — это еще рублей 500 с каждой вещи. При таких расходах средства с пластиковых карточек улетают со свистом.
Брать в руки калькулятор и подсчитывать общую сумму потерь в конце такого марафона не хочется. Становится просто страшно, когда понимаешь, какое количество денег ты потратил. Ощущение такое, что ты не одного школьника собираешь, а целую футбольную команду. Школьное образование, таким образом, перестает казаться бесплатным, а становится одной из самых дорогих услуг. От которой нельзя отказаться. За которую платишь авансом. Покупаешь полным пакетом. И не знаешь, когда и как она окупится.