Дежурные по жизни
Министр образования Ольга Васильева заявила, что «школьник должен быть приучен к элементарным вещам», и для этого надо обязать его мыть в классе пол.
На заседании Тюменской городской Думы инициативу министра поддержала Вера Соловьева, заместитель главы администрации города. «Школа должна не только давать знания, но и готовить личность к жизни и формировать духовно-нравственные устои», — заявила она. С нею согласился депутат городской Думы Игорь Ракша. Желая заручиться поддержкой родителей, он даже провел опрос в Интернете. Правда, родители подвели: они не стремятся давать детям тряпки в руки — свои дети-то, не чужие…
Не знаю, какие воспоминания о школьных дежурствах остались у тех, кто учился еще в советские времена. Может, тогда все и впрямь было иначе. А может, они, как и многие из нас, видят годы своего детства по умолчанию светлыми и прекрасными.
К сожалению, мои воспоминания о дежурствах в старшей школе говорят, что вреда от «трудотерапии» было куда больше, чем пользы.
Даже безобидное смывание надписей с доски дети 90-х могли превратить в политический манифест: взять тряпку, выйти из класса и. не вернуться на занятие. Или вернуться, но минут через тридцать, с румяными от мороза щеками и изрядно попахивая табаком. На вопрос педагога «дежурные» нагло отвечали: «Там очередь к раковине была». Можно представить, во что выливались иные формы общественно полезного труда.
В стране, где до сих пор существует такое понятие, как «тюремная романтика», к мытью полов за коллективом, понятное дело, относятся как к действию, заведомо роняющему статус «поломойки».
В итоге, либо «мальчики поднимают парты, девочки — моют, ведь они будущие хозяйки» (хотя как раз девочки к старшим классам этот навык давно освоили и в дополнительной тренировке не нуждаются). Либо же составляется список дежурств, который легко прогибается под давлением социальных обстоятельств: заводилы и хулиганы класса давят на непопулярных, и без того забитых и испуганных, заставляя их выполнять работу вместо себя. Это дает и тем, и другим «ценный жизненный урок»: всегда будь членом стаи, иначе всю жизнь станешь руками без перчаток подбирать с пола плевки.
Нередко заводилы вместе с ближайшими соратниками сидели в классе и насмехались над тем, кто выполнял за них работу. Думаете, такое было возможно только в 90-х, теперь дети стали более цивилизованными? Нет, не стали. Eдинственным признаком сегодняшнего дня станет мобильник, на который весь процесс можно заснять и выложить потом в Интернет для пущей травли.
… Дежурства по школе — дело иное. Все, кого не снимали с занятий, вместо законных своих перемен должны были идти в коридоры и на лестницы — следить за порядком. Знаете, как семиклассница может помешать двухметровому выпускнику носиться по лестницам? Никак!
Так подростки постигали «простую истину»: власть, не подкрепленная физической силой, ничего из себя не представляет; закон — пустой звук, пока не найдется тот, кто может принудить к его исполнению.
Те, кому повезло от занятий отделаться, дежурили, например, «на дверях»: проверяли сменную обувь. Это давало возможность злоупотребить властью и не пустить другого в школу, заявив, что у его сменки подошвы грязные.
Другое любимое школьниками дежурство было «на звонке» -подавать сигнал к началу и концу уроков. Зачем для нажимания одной кнопки требовалось два лоботряса, пропускающих целый учебный день, — непонятно. Вероятно, для того, чтобы они могли поболтать друг с другом.
Третий вид дежурства, при котором от занятий освобождали, -по столовой: надо было накрывать столы, собирать грязную посуду и составлять ее в промышленную посудомойку, похожую на порождение сумрачного гения Стивена Кинга. Моющее средство заменяли натертыми на терке обмылками, что объясняло привкус всех напитков и супов, в эту посуду впоследствии попадавших. В столовой открывалась еще одна «правда жизни»: нельзя быть исполнительным и старательным.
Вот такие воспоминания о школьной «трудотерапии».