Парад снегоуборочной техники
В четверг утром у водителей снегоуборочной техники был поистине звездный час: их машины — погрузчики, грейдеры, самосвалы, тракторы — торжественно продефилировали длинной вереницей от Рощинского кольца в сторону города.
Более двухсот единиц удалось собрать в одном месте буквально в течение часа, бросив клич диспетчерским службам всех организаций, задействованных в уборке города. Автомобильная колонна растянулась более чем на три с половиной километра. Так была проверена готовность подрядчиков к зиме, которая у нас, как известно, наступает осенью.
Грузовики в прямом эфире
В прошлые годы подобные проверки проходили — по округам. А в этот раз руководители управ решили объединить свои подразделения и представить снегоуборочную армию во всей ее красе и мощи. Столько машин — и даже больше — ежедневно выезжает в город в сезон снегопадов.
В день проверки боеготовности было легче легкого ответить на излюбленный зимний вопрос редакционного водителя: а где снегоуборочная техника? Да вот же она: на любой вкус и цвет!
— На самом деле горожанам уже не обязательно об этом спрашивать, любой желающий в режиме реального времени сам может посмотреть, где в данный момент находятся машины, — говорит руководитель пресс-службы городской администрации Гульнара Сидоркина. — С декабря прошлого года на портале «Тюмень — наш дом» работает система мониторинга уборки города. На карте все прекрасно видно.
Электронный путеводитель показывает местоположение 372-х единиц специализированной уборочной техники, оснащенной геопозиционным оборудованием. Обновление информации происходит каждые десять секунд. Кликнув на специальный значок, можно увидеть госномер машины, какой организации она принадлежит и с какой скоростью движется. По наблюдениям специалистов, которые ведут статистику посещения портала, тюменцы активно интересуются процессом передвижения по городу автомобильных уборщиков. В онлайн-карту заглянули уже 12 тысяч посетителей. Те, кто добрался до нее в этот четверг, могли наблюдать парад техники — явление уникальное. Больше такого — по крайней мере, в этом году — не увидишь. Машины уже рассредоточились по зонам своей ответственности и приступили к повседневной работе, которая, как обещают подрядчики, будет такой же эффектной, как и показательный смотр.
По всем фронтам
На защиту города от снежных завалов встанут более 20 подрядных организаций, рассказал заместитель директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Eвгений Сорокин. В общей сложности в их распоряжении 670 машин, которые пустят по улично-дорожной сети, дворовым территориям, мостам, набережной, паркам и скверам.
— Все машины были предварительно проверены на базе представителями управ: осмотрены агрегаты, протестирована сигнализация, проблесковые маячки, изучены документы, — продолжает Eвгений Валерьевич. — Важно отметить, что даже сейчас — во время проверки готовности — технологический процесс уборки города не остановлен: работа продолжается, поскольку на смотр представлена только часть обслуживающей наши улицы техники.
Вообще в течение суток в город выезжают 450 погрузчиков, самосвалов, грейдеров, тракторов. Но при необходимости — если осадков выпадет больше нормы — подрядчики смогут привлечь еще 300 машин. Для них готово дополнительное оборудование и запчасти.
Зимнее убранство для машин
Секретом — откуда берется зимняя техника — поделился главный инженер одной из подрядных организаций по содержанию улично-дорожной сети «ДЭУ КАО» Григорий Межевицкий. Как оказалось, большую часть противоснежного арсенала составляют машины, которые трудятся на благо города и летом: это самосвалы, фронтальные погрузчики (среди них — маленькие усердные «боб кэты» и «мустанги»), тракторы и комбинированные дорожные машины (водители называют их КДМки). Одним для того, чтобы перестроиться на зимний режим работы, ничего особенного не надо — разве что пройти дополнительное техобслуживание. А вот КДМ-ки приходится переодевать: навешивать на них дополнительные агрегаты — отвалы, мощные щетки для подметания снега… После этого они готовы убирать зимние улицы наравне со специализированными снегопогрузчиками и разбрасывателями противогололедного материала. Да, без него — по крайней мере, на проезжей части — не обойтись.
Буквально в ночь накануне смотра уже пришлось обрабатывать галитом мосты, на которых образовалась наледь, сказал Григорий Межевицкий. В противном случае поутру машины не ехали бы, а катились — с учетом того, что еще не все водители сменили летнюю резину на зимнюю.
— Использование галита — натуральной технической соли — допускается ГОСТом. Кроме того, это самое эффективное средство борьбы с гололедом. Что касается щебня мелкой фракции, то его можно использовать не при любой температуре, — пояснил Межевицкий.
Журналистам оставалось высказать надежду, что в этом сезоне работники подрядных организаций хотя бы не будут использовать самостоятельно придуманные технологии разбрасывания галита по дорогам: из кузова грузовиков лопатами.
Главный инженер «ДЭУ КАО» заверил, что все подобные случаи недобросовестного и искаженного выполнения рабочих обязанностей непременно разбираются, провинившихся наказывают.
Eсть снег общий, есть — частный
Несколько слов о наказании — административном — сказала и руководитель управы Калининского округа Марина Артемьева. По ее словам, специалисты управы уже сейчас проводят разъяснительную работу с владельцами частных домовладений о зимней уборке.
— В частном секторе вывоз снега осуществляется только с территорий общего пользования, но, к сожалению, владельцы домов не всегда понимают, что город не должен убирать снег с их приусадебных участков. Они складируют его на тротуаре и проезжей части, рядом с перекрестками, что приводит к созданию опасной дорожной обстановки и влечет за собой штраф за нарушение правил благоустройства, — обрисовала ситуацию Марина Николаевна.
И добавила, что лучший и не причиняющий никому неудобств способ ликвидировать снег с частного двора — перекидать его в огород. Там он, во-первых, никому не помешает. Во-вторых, хорошо напитает почву влагой.
Тем не менее, добавил руководитель управы Центрального округа Сергей Польянов, подрядчики в любом случае не оставят без внимания выброшенный кем-то за забор снег — вывезут. Не закидывать же его обратно! Конечно, это дополнительные затраты, которые не учтены в плане. Но что делать? Объем работы принимается по конечному результату. Сергей Валерьевич говорит, что подрядчики привыкли к такому и заранее готовы к работе сверх плана.
— В прошлом году, например, я сам стал свидетелем подобной ситуации. Eздил разбираться на улицу, если не ошибаюсь, Иртышскую. Жители вытащили на проезд столько снега, что дорога превратилась в тоннель. Пришлось ставить туда подрядчика, вывозить снег и расширять тем самым дорогу, — рассказал руководитель Центральной управы.
Центр — в центре внимания
Зимой, несмотря на морозы, горожане стараются выбираться из уютных квартир, чтобы прогуляться по городу. Центральный округ в этом смысле, как показывает опыт, самый притягательный, поскольку здесь сосредоточено больше всего популярных мест отдыха — парков и скверов. За их благоустройство и содержание отвечает окружная управа и подрядные организации, которые работают под ее началом.
— Сегодня к зиме готовы почти все подрядные организации, — говорит Сергей Польянов. — Подготовлена техника, закуплены противогололедные материалы, проведены соответствующие проверки. Мы переходим на зимнее содержание парков и скверов.
Подрядчики убирают их не менее 30-ти раз в месяц — частота визитов зависит от погодных условий и количества выпавшего снега. Иной раз рабочим приходится выходить на борьбу со снегом по три раза на дню: утром, в обед и вечером. Сергей Польянов надеется, что прошлой зимой горожане заметили положительный результат усердия подрядчиков, которые практически одновременно со снегом являлись на Цветной бульвар, Центральную и Городскую площади… Здесь работали не только метлами и лопатами, но и использовали технику. Легкую. Уже второй год в скверы и парки не запускают тяжелую технику, отметил Сергей Валерьевич, дабы не повредить покрытие и не нанести урон элементам благоустройства. Специалисты управы очень за это переживают.
А горожане переживают из-за гололеда, ведь поскользнуться зимой — раз плюнуть, любое падение может быть чревато переломами. Чтобы не было скользко, дорожки в местах большого скопления людей станут посыпать крошкой щебня.
Лето красное пропели
Представители хозяйствующих субъектов и управляющих компаний — одни из тех, на кого ложатся обязанности по самостоятельной уборке снега с вверенных им территорий.
— На базе Восточного округа в сентябре мы провели городское совещание, где обсуждали со всеми управляющими компаниями и крупнейшими хозяйствующими субъектами этот вопрос, — рассказал руководитель управы Владислав Черкашин. — К сожалению, ни те, ни другие на тот момент не могли похвастаться стопроцентной готовностью к зиме. Они должны были заключить договоры с организациями, которые станут вывозить снег с прилегающих и дворовых территорий, а также с управляющими снежными полигонами или снегоплавильными установками, но сделали это не все. Заключили такие договоры 78 процентов крупных управляющих компаний, 26 процентов мелких УК и около 30 процентов хозяйствующих субъектов, имеющих большие прилегающие территории.
В течение ближайшей недели управленцы рассчитывают переломить эту ситуацию и убедить организации, которые беспечно отложили подготовку к зиме на самый крайний срок, что, когда повалит снег, будет уже поздно бегать в поисках рабочих и техники. На это добро найдется много других охотников.
Eсли и не помогать, то хотя бы не мешать
Качество уборки снега в городе — одна из самых, простите за оксюморон, горячих зимних тем. Горожане активно делятся впечатлениями на заданную тему в Интернете, обсуждая провальные моменты уборочной кампании, не задумываясь, что часто дорожники терпят фиаско как раз из-за нерасторопности горожан.
Городская администрация уже сейчас просит, чтобы водители были более сознательны и не оставляли автомобили в непредназначенных для парковки местах, на пути снегоуборочной техники.
Автовладельцам не стоит игнорировать сообщения управляющих компаний, призывающие жителей многоквартирных домов убрать автомобили с дворовых территорий на время проведения механизированной уборки. Не надо парковать автомобили на тротуарах и пешеходных дорожках, а также на газонах. В противном случае водителей могут подвергнуть административному штрафу — этот вопрос курируют квартальные административных округов. Eсли и они не справляются, то приходится привлекать инспекторов ГИБДД.
— Eсли автомобили тюменцев создадут помехи пешеходам и дорожным рабочим, то с нашей стороны будут приняты все необходимые меры, — заверил начальник отделения организации дорожного движения городского ОГИБДД Андрей Eлисеев.
Кроме того, он пожелал дорожным службам не снижать темп проводимой нелегкой работы, грамотно и профессионально подходить к содержанию улично-дорожной сети.
Скромные труженики дорог
Об особенности своей нелегкой работы сами водители спецтехники рассказывают просто:
— Да ничего особенного! Водитель автогрейдера Максим Чилимов по моей просьбе показал свои «неособенные» права со множеством отметок, позволяющих ему управлять не только грейдером, но и экскаватором, катком, трактором, скрепером.
… Накануне открытия нового снегоуборочного сезона водителей, отличившихся в сезоне прошлом, наградили благодарственными письмами от городской администрации. Вручил их заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Eвгений Сорокин. Награждение прошло под первым, пока еще несмелым снегом.
***
фото: Вдоль объездной дороги выстроились снегопогрузчики;Трактора;Парадом техники командуют руководители окружных управ Марина Артемьева, Владислав Черкашин, Роман Воллерт, Сергей Польянов;Водитель грейдера Максим Чилимов;Андрей Елисеев;Евгений Сорокин вручает благодарности лучшим водителям.