Камера, мотор!
Всего 10-15 лет назад каждая вторая рок-группа стремилась регулярно снимать музыкальные клипы на свои песни. Ведь телевидение было основным проводником информации в мир, и хороший клип мог эффективно «раскрутить» музыкантов, особенно начинающих.
Потом в жизнь россиян ворвался Интернет, и в глазах молодежи оставил далеко позади телевидение, радио и газеты. Музыкальные каналы теряли зрителей. А клипы снимали в основном пописполнители, которым приходится «давить» не столько на музыку и стихи, сколько на собственную внешность.
Но искусство съемки музыкальных клипов не кануло в прошлое. Повсеместное распространение социальных сетей, которые можно наполнять не только текстовыми и звуковыми, но и видеофайлами, ресурсы вроде «YouTube», полностью заточенные под демонстрацию видео, — все это вдохнуло в клипмейкерство новую жизнь.
Воспользоваться видеороликами для продвижения себя решили молодые, еще не приобретшие всероссийской известности музыкальные группы. И тюменские тоже. Не так давно клип на песню «Муж-рогонос» снимали неугомонные панки из «Дринкин Пампкинс»: веселые, бородатые и в окружении своих «тезок» — рыжих сочных осенних тыкв.
Теперь вот за создание собственного клипа взялись музыканты принципиально иного плана — группа «Волшебные мантры». Ребята, от которых с непривычки может случиться прямо-таки передозировка оптимизмом.
— Мы не считаем, что музыкальные клипы отходят в прошлое, — говорит гитарист Михаил Кушин. — Наоборот, качественно сделанное видео сегодня может за считанные дни облететь мир. К тому же, когда нас куда-то приглашают давать концерт, гораздо лучше для всех, если мы не на словах будем что-то о своей музыке объяснять, а просто покажем видео.
. Что есть, то есть: даже специалист может затрудниться с первого раза отнести группу «Волшебные мантры» к какому-то конкретному музыкальному направлению. В отличие от, скажем, индийских исполнителей, наши ребята поют в основном на русском языке, вставляя лишь отдельные слова на санскрите. Музыка их представляет собой дивное попурри всего, что только в голову взбредет, — одна «мантра» исполняется как рок-баллада, другая получает джазовую обработку, третья выглядит веселенькой попсой, четвертая в самой своей середине содержит цитату из творчества знаменитых шкодников 90-х годов — группы «Дюна»… Слушая «Волшебные мантры», ты никак не можешь избавиться от мысли, что где-то глубоко в душе все это — сплошной ска-панк. Труба же, на которой виртуозно играет Эмиль Жданов, только укрепляет в сомневающихся это ощущение.
— Большинство наших текстов — это переводы различных индуистских мантр, которым придали литературную обработку и положили на музыку, — говорит Михаил Кушин. — Но не только. Eсть и молитвы. И в новом альбоме, который мы сейчас записываем, будут цитаты из Корана. Мы хотим показать, что всякая религия изначально проповедует одно — любовь, единение, радость. И хотим, чтобы люди были добрее друг к другу и к самим себе. . Клип группа решила снимать на новую композицию «Время проснуться».
— В этой песне говорится, что любое живое существо должно рано или поздно проснуться ото сна материального существования, — рассказывает Кушин.
Видеоряд ребятам подобрали соответствующий: заснеженное поле, на горизонте темнеет лес; посреди поля стоит кровать на высоких гнутых металлических ножках; под ярким покрывалом цвета морской волны просыпается красивая молодая девушка и понимает, что она — не дома.
— Не буду раскрывать все секреты, но потом она все же окажется дома, и к ней придет Проводник. И она окажется там, где играет наша группа, — туманно описывает сюжет Михаил Кушин.
Но, судя по всему, символизм пробуждения и поиска себя видеоряд будет отражать сполна.
— На самом деле видеоролик такого качества (и в смысле операторской, и режиссерской работы) обошелся бы нам в полмиллиона рублей. Но в Тюмени много добрых людей, готовых работать в основном за идею, и только чуть-чуть — за деньги, — признается Кушин.
Группе и впрямь повезло. Режиссер Богдан Янсен из Лос-Анджелеса, сотрудничающий с компанией «XX Century Fox» и имеющий отношение к серьезным кинопроектам, оказался урожденным тюменцем. Через знакомых музыкантам удалось заинтересовать его своим творчеством. Главную актрису выбирали тоже из местных жительниц, причем профильного образования от девушек никто не требовал. В итоге лицом клипа стала Надежда Бабулина. По словам музыкантов, несмотря на неопытность, она прекрасно держалась в кадре и легко выполняла распоряжения режиссера. Вторым героем клипа стал барабанщик группы Тимур Афаунов. Он изображал Проводника.
— Мы же играли самих себя, точнее, просто играли музыку, пока нас снимали — это оказалось не очень сложно, — говорит Михаил Кушин.
Но, несмотря на кажущуюся простоту, первый день съемок из-за технических моментов задержался на два часа, второй — почти на полдня, в итоге работу закончила съемочная группа в три часа ночи.
— Графические эффекты (огненный шар, который главные герои передают из рук в руки) наложат в Тюмени. Цветокоррекцию картинки и мастеринг звука сделают в Лос-Анжелесе, — подводит итог Кушин. — Готовый клип ждем в начале будущего года. Не терпится посмотреть, что получится!
***
фото: Группа на съемочной площадке ;Камера, мотор ;Режиссер Богдан Янсен (в центре) раздает указания.