X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Путешествие в страну веселых фей

Говорят, тому, кто не может себе позволить съездить в Ирландию, достаточно послушать старинные гэльские мелодии — фантазия дорисует все остальное.

. Народная музыка или, как нынче модно говорить, «фолк» с каждым годом приобретает все большую популярность. Eсли раньше люди просто добывали пластинки и слушали их, то теперь — покупают инструменты и сами пробуют играть.

Именно так — с любви к ирландской народной музыке — начался творческий путь тюменской арфистки Аллы Кононовой. Она закончила госуниверситет по специальности «романо-германская филология» и поэтому без проблем поет как старинные гэльские песни, так и песни на стихи достаточно современных ирландских поэтов, вроде Уильяма Йейтса, полжизни прожившего XIX веке и полжизни — в XX. В освоении же так называемой кельтской арфы Алле помогло музыкальное образование, полученное, правда, по классу фортепьяно, но все же. — От традиционной оркестровой арфы кельтская отличается, во-первых, размером — она меньше, во-вторых, не имеет педалей, и строй меняется при помощи специальных рычажков — леверсов, расположенных на колковой раме, — рассказывает о своем редком для Тюмени инструменте Алла Кононова. Кстати, вторая кельтская арфа в нашем городе принадлежит Марии Хэлс, музыканту из группы «Гилеад».

На концерте, который Алла Кононова дала в минувшее воскресенье в помещении школы йоги «Мудра», зрители видели этот необычный инструмент — в особенности сильно цепляется взгляд за резные ножки, прикрепленные к четырехугольному основанию арфы; они похожи на ножки старинной прялки, вроде той, что была в сказке о спящей красавице.

Вообще, ощущение сказочности — неотъемлемая часть кельтских мелодий. В какой-то момент, слушая чарующую музыку, невольно вспоминаешь, что Ирландию называют не только Зеленым островом, но и Землей фей. Нежные и легкие звуки, рождающиеся от перебора тонких струн — именно под них чудесные легкокрылые создания должны танцевать, перепархивая с цветка на цветок. А потом оказывается, что джига, навеявшая столь нежные фантазии, называется «Дырка в заборе». Ирландцы всегда были ребятами с хорошим чувством юмора!

Катя Христозова

. Концерт, как не трудно догадаться, был приурочен к празднованию Дня всех святых.

— Мы привыкли видеть Хэллоуин таким, как его празднуют сегодня в Америке — страшные костюмы, тыквы со свечками, конфеты. Но истоки Дня всех святых лежат гораздо глубже — в верованиях древних кельтов, — рассказывает Алла Кононова. — Самайн — не праздник нечисти, как некоторые сейчас хотят его представлять. Это всего лишь переход от осени к зиме — немного печальный праздник, само название которого переводится с гэльского как третий месяц осени — то есть ноябрь. Предки современных ирландцев и шотландцев считали, что в этот день стираются границы между миром мертвых и миром живых — такой особый день существовал в верованиях многих народов; 31 октября они после захода солнца не выходили из дома. А 1 ноября, по их мнению, наступал первый день нового сельскохозяйственного года. Таких «сезонных» праздников у них было четыре — по числу времен года.

Несложно догадаться, чем предки нынешних ирландцев занимались в канун Самайна, запершись в своих домах: глядели из окна, как падающий снег накрывает потрудившуюся за лето и осень землю белым одеялом. И пели песни.

— Очень много у ирландцев песен о любви, причем о любви несчастной, — рассказывает Алла Кононова. — Eдва ли получится найти песню, в которой для влюбленных все бы закончилось хорошо. В одной балладе парень женится на нелюбимой, потом же ходит по Дублину в поисках своей настоящей возлюбленной; в другой — юноша, проходя мимо поля, где прекрасная молочница доит корову, начинает сокрушаться, что она так хороша, как никогда не будет хороша девушка, на которой женится он сам.

. Впрочем, на концерте арфистка играла не только ирландские, но и шотландские мелодии, мелодии острова Мэн. И даже спела английскую балладу о полярниках: опытный покоритель Арктики и мореплаватель британец сэр Джон Франклин в 1845 году отправился искать Северо-Западный проход из Атлантического в Тихий океан. Два корабля, составлявшие его экспедицию, никто с тех пор больше никогда не видел. Лишь десять лет спустя стало известно, что корабли вмерзли во льды, и все исследователи и моряки погибли от голода и холода. Англичане сочинили об этом очень лиричную песню, сопроводив ее грустной мелодией. А ирландцы, творчески переосмыслив музыку, сделали балладу еще более пронзительной и щемящей.

Катя Христозова

Под конец к Алле присоединились Андрей Гузенко, перкуссионист, вооружившийся рамочным барабаном, и Михаил Чащин, лидер объединения «Людям в радость» и организатор множества необычных и интересных концертов в нашем городе, в том числе и концерта Аллы. Михаил играл на хэндпане — музыкальном инструменте, похожем на летающую тарелку. Втроем они сыграли экспромт, и редкое сочетание трех инструментов, каждый из которых сам по себе редкость, произвело на зрителей неизгладимое впечатление. Мелодия получилась протяжной, лиричной и немного грустной. Как раз такой, как надо к празднику.

***
фото: Андрей Гузенко, Алла Кононова и Михаил Чащин ;Андрей Гузенко играет на рамочном барабане ;Слушатели в студии йоги «Мудра».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта