X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Друзья Дениса Мацуева вернулись в Тюмень

Можно ли сделать репортаж из концертного зала? Разве что, попытаться записать мысли, возникавшие, пока звучала музыка.

. Лучший способ привлечь внимание публики — выпустить на пустую сцену барабанщика. И Александр Зингер в данном случае подходит как нельзя лучше, ведь он профессиональный джазмен. А джазовая партия на ударных — это вам не просто ритмичное постукивание, это музыка, самостоятельная и не требующая участия других инструментов. Хотя и достаточно жесткая — вдвоем с контрабасом барабаны звучат мелодичней. В особенности, если на сцене к Александру Зингеру присоединяется такой мастер, как Андрей Иванов. Завсегдатаям джазовых концертов Дениса Мацуева он хорошо знаком, ведь без него эти дружеские встречи не обходятся.

Когда же за инструмент садится пианист, трио приобретает законченный и полностью гармоничный вид и выдает настоящий джаз — энергичный, взрывной, не сдерживаемый ничем. Но это просто такое приветствие — под стать бурной радости слушателей, три года дожидавшихся хулиганских импровизаций знаменитого музыканта.

Но уже следующая композиция — щемяще печальная, при этом нежная и светлая, словно колыбельная, написанная для любимой женщины, с которой грозит скорое расставание. Да, никто не умеет грустить так, как джазмены. Они, в конечном итоге, всегда надеются на лучшее, ведь с ними обязательно остается музыка.

Катя Христозова

И Денис Мацуев, которому принадлежит авторство этой любовной баллады, — без сомнения джазмен.

. Дальше в программе — импровизация на тему сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Надо признать, что Денис Мацуев явно неравнодушен к этому произведению, потому что различные джазовые его переосмысления представляет слушателям регулярно.

Конечно, «В пещере горного короля». Начало более тревожное, чем в классическом звучании, почти диссонанс-ное. Интересно, что сказал бы Григ об этой импровизации?

Музыканты не только вплетают звучание своих инструментов в общую канву мелодии, но и по очереди «берут слово» — исполняют сольную партию. Отдельное удовольствие — слушать Андрея Иванова. Нечасто выпадет возможность насладиться соло на контрабасе — здоровяке, извечно отодвигаемом на задний план другими, более звонкими инструментами. А зря! Контрабас может быть так же многолик, как гитара, так же звенеть переливами, только голос его сочнее, уверенней. Он вносит в мелодию, должную сопровождать историю, сдобренную изрядной порцией скандинавского эпоса, очень подходящие глухие, но выразительные ноты.

— Классика в импровизации, — так отрекомендовал номер сам пианист.

Интересно, что даже видом своим музыканты старались демонстрировать слияние классики и джаза: Денис Мацуев — элегантный, в концертном костюме и при бабочке; Александр Зингер — хоть и в пиджаке, но подчеркнуто современном, в стиле кэжуал; Андрей Иванов — с растрепанной кудрявой шевелюрой, в простой черной рубашке навыпуск, небрежно расстегнутой на одну-две пуговицы больше, чем это пристало в филармонии, обнимающий свой контрабас как старого доброго приятеля. . Но вот слаженное трио разбавляет новый музыкант — 16-летний альт-саксофонист Игорь Сендеров, восходящая звезда не только родного Иркутска, но и вообще российской джазовой сцены. Вместе они исполняют несколько вариаций по мотивам оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Но только вместо жаркой Испании саксофон неожиданно переносит слушателей в никогда не спящий Нью-Йорк 40-х годов прошлого века: слепящее южное солнце сменяется струящимся лунным светом; топот бычьих копыт и звуки корриды — шорохом шин вечно спешащих по дорогам автомобилей, воплями клаксонов и оживленной речью прохожих. Несмолкающий шум большого города — это тоже песня. Без сомнения, Игорь Сендеров как раз переживает период увлечения такими звездами джаза, как Луи Армстронг, Майлс Дэвис и Чарли Паркер. Да и кто из любителей джаза не увлекался ими в 16 лет?

А следующим на сцене появляется, как высказался Денис Мацуев, «опытный артист, которому уже исполнилось 12 лет — самый расцвет» — Ростислав Мудрицкий, стипендиат межрегионального общественного благотворительного фонда «Новые имена» И.Н. Вороновой.

Катя Христозова

Юный баянист сольно исполнил три произведения, последнее из которых способен опознать, пожалуй, каждый. Оркестровая интермедия «Полет шмеля» Николая Римского-Корсакова часто входит в репертуар музыкантов, играющих именно на баяне. Впрочем, от этого она не становится более простой в исполнении. Так что о профессионализме Ростислава можно говорить с уверенностью. И о таланте — мальчик им, безусловно, наделен.

Он даже смог поучаствовать в следующей совместной работе трех маэстро и молодого саксофониста — конечно, Ростиславу достался совсем небольшой фрагмент, но импровизация получилась вполне джазовой и достаточно взрослой. Ни 12-летний баянист, ни более опытный Игорь Сендеров не потерялись на фоне старших коллег. И это само по себе говорит о подготовке молодого музыкального поколения.

Эта композиция, завершившая первое отделение концерта, получилась в исполнении пятерых музыкантов так замечательно, что невольно пришлось пожалеть о невозможности получить запись, которую потом можно было бы прослушивать дома. Например, по утрам — эффект был бы не хуже, чем от чашки горячего кофе. пролитого на колени.

. И нетривиальное второе отделение — Денис Мацуев, Андрей Иванов и Александр Зингер вместе с Тюменским государственным симфоническим оркестром, художественный руководитель и главный дирижер которого — Eвгений Шестаков. «Рапсодия в стиле блюз», или «Рапсодия в голубых тонах» — это произведение Джорджа Гершвина изначально было задумано как «новый стиль, сочетающий классику и джаз», потому подошло для окончания вечера как нельзя лучше.

Оркестр, как ни крути, представляется структурой организованной, с четко распределенными ролями, — тут же то пианист, то контрабасист, то барабанщик выдавали импровизации внутри произведения. Экое хулиганство! Но звучало оригинально. Более того, казалось, что вот сейчас кто-нибудь из оркестрантов — скрипач или, может быть, трубач — не сдержится и в нарушение всех правил тоже «запилит» виртуозный соло-экспромт.

Конечно, этого не случилось. Но хочется подмигнуть и добавить: «Может быть, в следующий раз.»

***
фото: Денис Мацуев на заключительном концерте фестиваля ;Андрей Иванов ;16-летний альт-саксофонист Игорь Сендеров.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта