Последний солдат еще не похоронен
Часть 2-я
Родные Григория Куваева, рядового истребительного батальона 229-й стрелковой дивизии, узнали о его судьбе.
Григорий Куваев, уроженец деревни Быковой Тюменского района, считался пропавшим без вести в августе 1942 года.
На самом деле он чудом уцелел в кровопролитных боях на правобережье Дона, вышел из окружения и зачислен в другую стрелковую дивизию — 29-ю. В 2011 году поисковый отряд «Стальное пламя» нашел в балке Бирючая на левом берегу Дона «смертный» медальон, принадлежащий Григорию Куваеву. Когда текст удалось прочесть (это произошло уже в сентябре 2016 года*), поиск переместился на территорию города Тюмени.
Старая Новая и другие улицы
За семьдесят послевоенных лет многое в Тюмени переменилось. Меняли названия городские улицы. На месте частных домишек вырастали кварталы многоэтажных домов. И все-таки шаг за шагом мы двигались к цели — не оставляли попыток найти тех, кто еще помнит, что был такой парень Григорий Куваев, который в восемнадцать лет ушел на войну и не вернулся.
Первую ниточку мы получили, прочитав в Именных списках безвозвратных потерь 229-й стрелковой дивизии, что в адрес полевой почты 1699 на имя Григория Куваева пришло письмо из Тюмени от Куваевой Кл.Н. с обратным адресом — улица Новая, 94.
Определяясь на местности, выяснили, что улица Новая есть и сегодня, в районе железнодорожной больницы, но. последний дом на этой улице имеет номер 67. Оказалось, что перед войной Новой называлась совсем другая улица. Сейчас она — Профсоюзная. И на той улице действительно жила Клавдия Николаевна Куваева, только не в 94-м, а в 98-м доме. Возможно, дивизионный писарь, заполняя списки, просто ошибся. Клавдия Николаевна приходилась Григорию двоюродной сестрой, она умерла еще в 1946 году. Ниточка оборвалась.
Зато появилась другая. В пенсионном отделе Тюменского райвоенкомата нам нашли документ, согласно которому предлагалось известить «Куваеву Павлу Павловну, что ее сын, рядовой Григорий Куваев, пропал без вести».
Павла Павловна в последние годы жила уже в городе на улице Воровского, в доме N 1 кв. 3. Она умерла в 1976 году, так и не дождавшись ни возвращения с войны своего Гриши, ни хотя бы весточки о нем. Но нам назвали имя человека, который провожал ее в последний путь и получил свидетельство о смерти. Это Куваева Анна Васильевна.
. Однако на улице Воровского мы не нашли дома с таким номером, счет строений начинался с дома N 11. И мы стояли посреди многоугольника, образованного пяти- и девятиэтажными зданиями на улицах Воровского и Республики, в полной растерянности. Бывший микрорайон моторного завода еще не отработал отпущенного строителями срока, сноса здесь не было. Тут мы вспомнили: когда город стал развиваться на восток от улицы Пермякова, в сторону завода БКУ и Рабочего поселка, то улицу Республики продлили одним росчерком пера. Короче, мы дождались пешехода подходящего возраста и спросили о доме N 1 по улице Воровского. — Да я сам жил в том доме, — обрадовался гражданин и показал рукой туда, где когда-то начиналась улица Воровского и должен был находиться дом, который мы ищем.
. В третьей квартире на звонок никто не отозвался. С пожилой, судя по голосу, соседкой мы разговаривали через дверь. Соседка хорошо помнила Павлу Павловну, но сказала, что «никакая Анна Васильевна в квартире номер три не проживала».
Впечатление: мы в своем поиске движемся по оси времени, от прошлого к настоящему, все еще оставаясь от настоящего в нескольких шагах. И узнаем, что Куваевой Анны Васильевны тоже нет среди нас. Она скончалась в 2007 году. Свидетельство о смерти получил Куваев Константин Eгорович. Домашний адрес — д. Быкова, улица Луговая, 24-а.
Язык — он до Быковой доведет
Бурно растущая в последние годы бывшая деревня, а ныне часть областного центра, поражает своими контрастами. Увесистые особняки, в полной мере отражающие архитектурные представления и состояние кошельков их владельцев, вынуждают нас интуитивно смещаться в старую, деревенскую часть этой селитьбы. И вот мы второй час колесим меж домишек и заборов в поисках надписи — улица Луговая. Мы опять забыли принять во внимание недавние события — включение вчерашних окраин и пригородов в состав города и связанную с этим массовую замену повторяющихся названий улиц — Школьных, Строительных, Молодежных. Eстественно, Луговые не могли избежать той же судьбы.
Остается применить главный путеводитель, который всегда с человеком. Язык. Он и довел нас до улицы Быковской, бывшей Луговой, где во втором доме от угла мы встречаемся с Константином Eгоровичем Куваевым.
— Куваев Григорий Александрович — ваш?
— Он нам дядей приходится. Пропал без вести на войне.
— Да не пропал он, — неаккуратно брякаю я.
Немая сцена. Приходится поправляться. Рассказать про медальон. Показать 400-ю страницу книги «Возвращенные имена», где между Иваном Казаковым и Куваевым Николаем — Григорий Куваев. Выслушать рассказ, что из семьи Павлы Павловны на войну ушли четверо — муж Александр Павлович и три сына — Григорий, Иван и Eгор.
Рядовые Куваевы
О Григории мы уже рассказывали. Александр Павлович Куваев, отец семейства, был мобилизован в 1941 году. В ОБД «Мемориал» ему посвящены два документа.
Приказ N 55 от 12.10.44 по 467-у стрелковому полку 81-й стрелковой дивизии, 1-й Украинский фронт: «. наградить медалью «За отвагу». стрелка 5-й роты красноармейца Куваева Александра Павловича за то, что он 7 августа 1944 года при отражении контратаки пехоты противника на западном берегу реки Висла огнем своего оружия истребил 5 солдат пехоты противника и был ранен.»
Второй документ — выписка из книги учета эвакогоспиталя 2464 (г. Тбилиси) свидетельствует, что Куваев Александр Павлович, санитар, в/ч полевая почта 45804 (тот же 467-й стрелковый полк. — Р.Г.), поступил в госпиталь 23.12.44 со сквозным осколочным ранением левой голени с повреждением кости. Умер от ран 18.01.45.»
Что случилось с рядовым Александром Куваевым между августом и декабрем 1944 года? Доставлен он в тбилисский госпиталь с тем же ранением, о котором идет речь в наградных документах? Или вражеский осколок настиг Александра Павловича позднее, уже в Карпатах, где преодолевала горные кручи 81-я дивизия, переданная из 1-го Украинского фронта в 4-й Украинский? Когда и почему стрелок 5-й роты, уроженец деревни Быковой, стал санитаром?
Скорее всего, мы уже никогда не узнаем об этом. Как ничего не смогли узнать о том, как воевал Eгор Куваев, старший сын Александра Павловича и Павлы Павловны. Дети и внуки Eгора, с которыми мы встречались, по прошествии времени мало что смогли рассказать. Кроме того, что «были какие-то медали, которые мы заиграли». Как у всех. Хотя семья у Eгора была большая, семеро ребятишек, но живут они в разных местах нашей страны, даже в Якутии.
Написано пером — не вырубишь топором. Банально, но факт. Об Иване Куваеве, третьем сыне Александра и Павлы, мы смогли узнать побольше, чем о других. Заметка, посвященная ему, напечатана в 9 томе книги «Солдаты победы».
Иван Куваев, 1927-го, последнего призывного года рождения в Отечественную войну, взят в армию в ноябре 1944 года. Пока шло формирование, война кончалась, если и захватил немного боев Иван Александрович, то самый краешек. А в мае 1945 года его направили в составе 157-го стрелкового полка на Дальний Восток воевать с Японией. И после еще дослуживал на Сахалине — до 1950 года.
Вот и все, что рассказали документы и не слишком подробные воспоминания родных. Хорошо, что удалось обнаружить несколько фотографий, на одной из которых Павла Павловна в окружении близких и дальних родственников. На этой карточке в верхнем ряду, второй справа, — Григорий Куваев. С которого и началась наша история.
Фото Григория очень просил прислать Дмитрий Куфенко, командир поискового отряда «Уран» из Волгограда. Он рассказал, что память о Григории Куваеве, рядовом истребительного батальона 229-й стрелковой дивизии, будет увековечена на мемориале «Стальное пламя» в поселке Верхнекумский Октябрьского района Волгоградской области. Вместе с теми, кто, как и Григорий, принял последний бой в балке Бирючая на левом берегу реки Дон.
*Подробности в газете «Тюменский курьер» за 24 сентября 2016 г.
***
фото: В центре — Павла, слева от нее — Егор, внизу под ними — Иван, вверху второй справа — Григорий;Мемориал «Стальное пламя».