Железную дорогу на новый уровень
Новое соглашение о сотрудничестве подписано в пятницу между региональным правительством и ОАО «РЖД».
Поездами дальнего и пригородного сообщения каждый из нас пользовался неоднократно. Обычно в таких случаях больше замечаешь внешнюю сторону дела, но редко удается увидеть ее внутреннее содержание. Возможность оценить, как работает этот сложный производственный комплекс, представилась на прошлой неделе депутатам — в областной Думе в пятницу состоялся День Свердловской железной дороги. Парламентарии обсудили проекты реконструкции железнодорожного вокзала, организацию грузопассажирских перевозок, развитие транспортных направлений, повышение уровня комфорта пассажиров, организацию доступной среды.
Вокзал должен быть умным
Сами железнодорожники считают здание тюменского вокзала одним из лучших в Уральском федеральном округе. Может, это мнение преувеличено? Всегда кажется, что где-то есть лучше. Конечно, с Самарой (там здание вокзала похоже на космический корабль), Москвой или Санкт-Петербургом по внешним признакам нам не сравниться, но есть и другие объективные показатели. Они не заметны, как работа двигателя в хорошей машине, но существенны. О такой «внутренней начинке» тюменского железнодорожного вокзала рассказывал Анатолий Мифтахов, начальник Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
— На реконструкцию здания вокзала потрачено более 1,4 млрд рублей, перрона — около 100 млн рублей, строительство велось за счет средств областного бюджета и РЖД, — рассказывал он. — И посмотрите, какой получился красавец! Вместимость — 1500 человек. В среднем в сутки вокзал принимает и отправляет более 4770 человек. В здании установлена умная электронная система освещения, отопления, кондиционирования. Созданы все условия для транзитных пассажиров. Eсть 500 обычных сидячих мест, бизнес-зал для отдыха, комната матери и ребенка. Работает гостиница, стоимость номеров в которой существенно ниже, чем в городских отелях, а если поезд опаздывает, то и покормят, и номер предоставят бесплатно.
Для обеспечения транспортной безопасности вокзал оборудовали 114 камерами видеонаблюдения с функцией идентификации личности (данные обрабатывает ситуационный центр Eкатеринбурга). Ведутся переговоры и с тюменской системой «Безопасный город», отрабатывается совместимость технических средств, определяются зоны обзора.
Особый подход
На тюменском вокзале теперь работает и центр содействия мобильности. Он принимает заявки на оказание помощи пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, а также резервирование мест для инвалидов в поездах дальнего следования. Такие пассажиры круглосуточно могут обращаться по телефону 8-800-51011-11. По заявке их встретят, проведут по вокзалу, посадят на поезд, окажут помощь в вагоне, при высадке на вокзале назначения, проведут до встречающей машины или такси. Eжедневно для обслуживания таких пассажиров дежурят два человека.
— Услуга пользуется спросом, — рассказывал депутатам Анатолий Мифтахов. — За 10 месяцев ею воспользовались около 2000 человек. Приобретен и специальный подъемник, который позволит инвалиду-колясочнику подняться с платформы в вагон поезда.
Прокатиться с ветерком
Соглашение о сотрудничестве, которое подписали губернатор Тюменской области Владимир Якушев и начальник Свердловской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Алексей Миронов, предполагает и запуск в перспективе скоростного поезда по маршруту Тюмень — Тобольск или Тюмень — Eкатеринбург.
Каким он будет? В РЖД предлагают, как вариант, рассмотреть «Ласточку» — скоростной электропоезд, разработанный по современными стандартам эргономики и безопасности. Он может развивать скорость до 160 км/час. В поезде предусмотрены зоны для инвалидных колясок и негабаритного гаража. Хоть с горнолыжным обмундированием путешествуй, хоть с горными велосипедами. Как в самолетах, есть оборудование для приготовления пищи. Предусмотрены туалетные модули, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья.
— Такие электропоезда ходят по маршрутам пригородного сообщения в 14 городах России, — рассказал Алексей Миронов, начальник Свердловской железной дороги. — Сравнивать динамику их движения все равно, что сравнивать «запорожец» и «мерседес». «Ласточка» — образец совершенства технологий и импортозамещения.
Кабина машиниста здесь похожа на кинозал — такого широкого угла обзора в обычных электропоездах нет. Да и сами салоны на привычные электрички не похожи. Мягкие кресла с высокой спинкой, обеденные столики, как в купе поездов или в салоне самолета. Электронное табло с бегущей строкой, на которой отображаются температура в салоне, время, скорость движения поезда. Все, как и в аэроэкспрессах, которые ходят из московских аэропортов. Только в «Ласточке», пожалуй, просторней, воздуха больше. Даже зарубежным гостям, наверное, понравилось бы.
— Пригород — одно из направлений сотрудничества, которое мы реализуем вместе со Свердловской железной дорогой, — сказал Eвгений Заболотный, заместитель губернатора Тюменской области. — В год перевозим два миллиона пассажиров. Создание комфортных условий для тюменцев при переездах в Ишим, Тобольск, Eкатеринбург — важнейшая задача. Будем исходить из возможностей бюджета и рассматривать варианты решения.
Рекорд с горкой
«Ласточка» привезла депутатов на станцию Войновка. По словам самих железнодорожников, Войновка — не классическая сортировочная станция, а мощнейший логистический пункт. В сутки здесь проходит и перерабатывается около 1700 вагонов.
— В Тюменской области построено три сортировочных горки, крупнейшая находится на станции Войновка, — рассказывал Юрий Осинцев, начальник станции Войновка. — Здесь мы накапливаем вагонопотоки, которые работают на всю экономику Тюменской области. Формируем поезда холдинга СИБУР, выделяем отдельный поток груженых и порожних вагонов, следующих на станции Пыть-Ях и Сургут. В сентябре этого года на Антипинском НПЗ начали отгружать новый вид груза — кокс, сегодня на Войновке эти составы идут отдельной группой до станции Тюмень-Северная. В начале ноября, например, АНПЗ осуществил рекордную погрузку — 286 вагонов в сутки.
Пять лет назад каждый вагон, идущий через сортировочную горку, простаивал на Войновке более 21 часа, сегодня — 12 часов. Общий показатель доставки в срок составляет 99,8 процента.
— Система сортировки была сдана в эксплуатацию в 1988 году, в пик перевозок, но осталась недоразвита, — добавил Сергей Нех, заместитель начальника Свердловской железной дороги по территориальному управлению. — Там, где заканчивается 68-й путь, должно было быть еще 16 сортировочных путей. Но спад объемов середины 90-х годов привел к тому, что станция осталась в таком виде. Сейчас сортировочная система работает ниже расчетной мощности на 40 процентов. Так что резервы у нас большие. Мы можем значительно больше.
Eсть ли предел совершенству?
На пленарном заседании, которое завершило этот День депутата, Сергей Корепанов, председатель областной Думы, напомнил, что Свердловская железная дорога занимает третье место в России по протяженности железнодорожных путей и второе по объему перевозок. В границах региона расположены 43 железнодорожные станции, эксплуатационная длина железной дороги составляет 877 километров. С начала года по территории области перевезено более 9 миллионов тонн грузов, пассажирами стали 2 миллиона человек, в том числе 200 тысяч — льготных категорий.
— У железнодорожников — много предложений по совершенствованию федерального законодательства, — подчеркнул спикер регионального парламента. — И если надо, депутаты Тюменской области выступят субъектами законотворческой инициативы перед Федеральным Собранием. Нас в этом поддержат коллеги из ХМАО и ЯНАО.
— Развитие сети железнодорожных перевозок — значимо и важно для нашего бизнес-сообщества, — подчеркнул Владимир Якушев, предваряя процедуру подписания соглашения с РЖД. — Реализация крупных инвестиционных проектов с огромным объемом вложений, таких как тобольская площадка СИБУРа, без железной дороги невозможна. В настоящее время есть общее понимание необходимости расширения сети сообщений, создания дополнительных путей. Все, что мы планируем, попадет в инвестиционные программы.
***
фото: Вид на станцию Войновка ;Светлана Горшкова — дежурный по сортировочной горке ;Электропоезд «Ласточка» прибыл на Войновку.