Здесь учат слушать
Артисты театральной студии «Этюд» под руководством Eлены Воробьевой и Алексея Усова с фестивалей без наград не возвращаются.
Вот и в московском театре имени Булгакова талантливым артистам удалось покорить жюри фестиваля «Ты — легенда», которое присудило «Этюду» первое место в номинации «литературно-кукольный театр».
Наши юные артисты показали спектакль «Без слов»: в нем актеры демонстрируют знания и навыки, которые приобрели за время обучения.
О поездке в Москву мне рассказали руководители студии Алексей Усов и Eлена Воробьева и три юных артиста — Анжела Бобакова, Светлана Погорелова и Ян Усов.
Фестиваль — это праздник
Артисты «Этюда» на разные фестивали уезжают два раза в год. Такую планку руководители студии поставили себе сами. Могу уверенно заявить, что «Этюд» — самый веселый и живой театральный коллектив, который мне доводилось встречать. Здесь все время шутят и смеются, заряжают отличным настроением. Может, поэтому они везде побеждают?
— Опять никакой серьезности в этом коллективе, — смеется Eлена Воробьева, которая подошла чуть позже, поскольку проводила занятия у маленьких артистов.
Вместе с Алексеем она рассказывает, что на фестиваль «Ты — легенда» отправились 17 детей и два педагога. Так много артистов руководители вывозили лишь однажды, в Канны. Но поскольку все люди ответственные, взрослые и дисциплинированные, поездка оказалась очень легкой.
— Нашим детям удается побывать там, где открыты двери не всем профессиональным артистам, — гордо говорит Eлена, которая объездила с юными артистами уже девять стран.
Последний фестиваль длился три дня. Первый из них стал настоящим праздником для детей. Работали интерактивные площадки, любимец молодежи, актер сериала «Молодежка» Денис Никифоров дал мастер-класс. Руководители «Этюда» говорят: артист великолепно общается с аудиторией.
Также в первый день тюменцы посмотрели город. Анжела вспоминает: гуляли по Красной площади, были на ВДНХ.
— А мне понравилось в музее космонавтики, — делится впечатлениями Ян.
Но больше всего ребят поразил музей Михаила Булгакова, где, как известно, все воссоздано по книгам писателя.
— Там любому человеку было бы интересно, — говорит Eлена, — а в возрасте наших ребят, когда им еще только предстоит читать Булгакова, значительно проще погрузиться в эту фантастическую атмосферу.
Слова всегда слова
Руководитель студии Алексей Усов говорит: спектакль готовили десять лет — столько «Этюду» исполнится в мае. Спектакль включает в себя темы, которые волнуют подростков: любовь, отношения с друзьями и родителями. Юным артистам от 8 до 16 лет, поэтому они прекрасно понимают, что играют.
Отрывок (мини-спектакль на 20 минут) показали на фестивале впервые. Когда я спросила артистов, кого они играли, ребята оказались в замешательстве: ответить сложно.
— Понимаете, жанр спектакля — оригинальный, — объясняет Eлена. — Это как в театре кукол. Человек ответит: левую ногу или восьмой глаз дракона. У них нет конкретных ролей.
Тогда спрашиваю, что хотели бы сказать сами артисты. Анжела отвечает:
— Там много историй, и про любовь, и про семью. Каждый понимает это по-своему.
На помощь приходят педагоги: подростковый период — сложная пора. Ребятам тяжело общаться со взрослыми, у которых часто нет времени, чтобы что-то объяснить.
— Детей нужно слушать, — говорит Алексей. — Думать, что ребенок подрастет и поймет все только тогда, — заблуждение. Нет, человек всегда понимает. Когда мы показывали спектакль на молодежных Дельфийских играх России, которые проходили в нашем городе (спектакль там выглядел немного иначе, по сути, каждый показ «Без слов» это премьера, — М.К.), мамочки наших ребят рыдали и говорили, что мы правы.
Спектакль начинается с того, что артисты разговаривают со зрителями, но зал их не слышит. Слова заканчиваются, к зрителям летят только отрывистые фразы-мысли на различные темы. Первая сценка о неполных семьях. Дети говорят, как создается семья, какой она должна быть и как ее восстановить, если отношения разрушились. Следующий номер называется «Возвращайся поскорей».
— Всем нам очень тяжело расставаться, и мы всегда кого-то ждем, хотя знаем, что некоторые люди никогда не вернутся, — объясняет Eлена.
Может показаться, что спектакль слишком печален, но. были и веселые номера. Кроме того, все ситуации в конце концов всегда разрешаются, ведь артисты хотят, чтобы у зрителя осталось что-то после их выступления. Мысль, надежда, мнение.
Каждый человек может найти в отрывке «Без слов» то, что коснется его души. Это не аксиома, которую нужно только принять, а возможность поразмыслить.
Не судят, а журят
Без слов понятно: фестиваль многому учит юных участников. И каждый просмотр — это что-то новое. Но здесь у артистов не было возможности учиться у коллег — выступлений других театров они почти не видели.
Eлена Воробьева говорит, что на сцене московского театра выступили разные театры: одни весьма достойные, другие не дотягивали до уровня всероссийского проекта.
Сначала наши артисты переживали: чем еще удивить московского зрителя? Но круглый стол, за которым члены жюри разобрали каждый номер по косточкам, показал, что больше всего зрители ценят профессионализм, который как раз есть у артистов «Этюда».
— Жюри было строгим. Некоторым педагогам так и говорили, чтобы они больше не занимались театром, что это не их, — вспоминает Eлена, — а мы были где-то двадцатыми, ждали, когда дойдет очередь, и страшно волновались.
Денис Никифоров, например, и не пытался быть мягким. Но когда начали говорить о студии «Этюд», он встал и начал аплодировать. Сказал, что тюменские артисты большие молодцы.
***
фото: Отрывок из спектакля «Без слов»;Ян Усов, Анжела Бобакова, Светлана Погорелова.