X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Любовь меж «здравствуй» и «прощай»

Новый спектакль режиссера Александра Баргмана «С любимыми не расставайтесь» показал нам самих себя.

Пьеса написана Александром Володиным в 1972 году, поэтому для режиссера этот материал — классический. Пьесу много раз ставили, в 1979 на экранах появился фильм, в котором главную роль Мити Лаврова сыграл Александр Абдулов.

Режиссер отошел от примет 70-х годов, и спектакль получился очень современным. Хотя, наверное, людям всегда нужно напоминать, чтобы они прислушивались друг к другу, учились строить отношения и воспитывали в себе искренность, доброту. А сейчас мы привыкли одним кликом удалять друзей из социальных сетей, добавлять в черный список чей-то номер телефона, копировать предложения, стирать их и набирать заново. И пьеса, как мне кажется, стала еще важнее, еще необходимее, чем раньше.

«Все с ума посходивши»

Спектакль начинается с того, чем заканчивается, если верить статистике ЗАГСа за прошлый год, каждый второй брак в нашем городе. С развода. Перед зрителем мелькают фрагменты семейной жизни тех, кто больше не хочет быть вместе. По разным причинам. Хотя зачастую это не «причины», а «общие слова», как сетует Сан Саныч, судья по бракоразводным процессам, которого сыграл заслуженный артист Казахстана и России Сергей Кутьмин.

Каждый раз, когда он спрашивает у героев, в чем причина развода, за него становится как-то больно. Каждый день он видит пары, которые не могу сохранить любовь и только мучают друг друга. Сан Саныч видит, что чувства остались. Он даже пытается образумить разводящихся. Но ничего не выходит.

Он и сам несчастен. «Из заседания в заседание» волочет за собой стул — ненужную ношу, от которой не может избавиться. Да это и не стул вовсе, а проблемы, которые он мусолит в голове, которые мешают ему быть счастливым и наладить отношения с дочерью.

Катя Христозова

«Невозможность создать семью»

Что такое несходство характеров, если Никулины прожили друг с другом 24 года? С ледяным лицом Никулин (Александр Тихонов) говорит, что у него с женой (Мариной Карцевой) нет ничего общего. Супруга согласна, но актриса смотрит в зал, и ее лицо искажается от боли и эмоций, которые она сдерживает.

У Беляевых все сложнее: супруг кричит, что ненавидит жену. Но она, сложив руки на груди, на развод не соглашается и бескомпромиссно отвечает: «Сколько людей не любят друг друга и живут».

И зритель видит: в глазах всех персонажей — борьба, боль, слезы. Они не хотят расставаться, но не могут сохранить отношения. Митя (его сыграл Николай Аузин) не может простить жене Кате (Наталья Никулина) измену. Подает на развод. Судья ставит штамп, но супруги не перестают любить друг друга и только мучают себя.

Самый горький, до боли щемящий сердце момент, по-моему, связан с пожилой парой. Зачем они делят имущество, зачем разводятся — непонятно. Смотришь на этих людей, которые, может, лет 40 прожили вместе, а до сих пор относятся друг к другу с нежной осторожностью, и думаешь: расставания — самая большая человеческая нелепица.

«Я скучаю по тебе, Митя!»

Но все ли можно простить? Наверное, нет. Точнее, не всем. Любимые — это все-таки привилегированные люди, которых нужно уметь прощать. Иначе мы останемся одни и сойдем с ума от одиночества. Зачем это?

. Катя больше не живет с Митей. Сначала переезжает в общагу, а потом попадает в больницу. В палату к ней приходит муж, и тогда вся боль уходит на второй план — остается одна любовь.

Катя Христозова

— Я скучаю по тебе, Митя! — повторяет Катя. И эта фраза все равно что «и жили они долго и счастливо» из историй про Золушку, Белоснежку и всех этих диснеевских принцесс. И ты веришь, что Катя с Митей будут жить вместе, может, не всегда счастливо, но в горе и в радости, несмотря ни на что.

. После спектакля не хочется разговаривать. Невольно чувствуешь, что ты какой-то неправильный, что другие — неправильные. Мы проецируем простое, безответственное отношение из социальных сетей на живых людей. Не пытаемся вникнуть в их чувства, услышать их. Мы почему-то перестали обращать внимание на то, что говорят глаза, и слепо верим словам. Мы зачем-то лишаем все смысла. И вроде знаем об этом, но не говорим вслух.

— Это то, что мы думаем, — говорит Александр Баргман про новый спектакль. — То, что вы думаете.

***
фото: Все артисты ;Еще одна попытка примирения ;За измену Митя отплатил той же монетой.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта