Читательский клуб имени корнета Плетнева
Заседание пятьдесят пятое
***
Чесли, Родриго и другие
РАФАЭЛЬ ГОЛЬДБEРГ
Чесли Б. Салленбергер и Джеффри Заслоу. «Чудо на Гуд-зоне». Москва: Издательство «Э», 2016.
15 января 2009 года аэробус А-320, вылетевший из ньюйоркского аэропорта Ла-Гуардиа в город Шарлотт, штат Северная Каролина, почти сразу столкнулся со стаей канадских гусей. На высоте 850 метров отказали оба двигателя. Самолет был вынужден совершить посадку — на реку Гудзон. Все пассажиры и экипаж — 155 человек — остались живы. Повествование ведется от первого лица — капитана Airbus320 Салленбергера. Как он рос в Техасе, как в 16 лет сел за штурвал самолета и поднялся в небо с заросшего травой деревенского аэродрома. Как попал в академию, как стал военным летчиком и летал на «Фантоме» F-4. Закончив службу, перешел на гражданские самолеты. Один из тысяч КВС*, известный только своей семье и сослуживцам по компании US-Airways.
Книга обстоятельная и даже нудноватая — не размышления в воздухе Антуана де Сент-Экзюпери (см. «Южный почтовый»). Скорее всего, я и не стал бы ее читать, не будь одного обстоятельства.
Правда, должен сказать, что все 208 секунд трагического полета — столкновение над густонаселенными кварталами «большого яблока», поиск единственного варианта, приводнение, эвакуация пассажиров и экипажа — блестяще изложены авторами — ведь перед нами литзапись — на ста с лишним страницах, начиная с 250-й.
Но был у меня личный интерес к сюжету. Eще через пять лет, в январе 2014 года самолет боинг 737-300 авиакомпании Fly Dubai, направлявшийся из столицы Шри-Ланки в Дубай, взлетал с промежуточного аэродрома Раджапакса и точно так же потерял оба двигателя. Вместо канадских гусей на его пути оказались цейлонские павлины. Случилось это не в воздухе, а при разгоне. Пилот Родриго де Альмейда сумел удержать набравший взлетную скорость самолет, оставив на ВПП покрышки своего шасси.
Нас было 200 душ в лоукостере, и не было рядом реки Гудзон, а только цейлонские джунгли, и за штурвалом сидел не КВС с 42-летним стажем, а довольно молодой пилот. Когда наш боинг, потерявший возможность двигаться, отбуксировали на стоянку, когда пассажиры стали покидать борт, пилот Родриго, как и положено, стоял у выхода. С белым-белым лицом, что было особенно видно на фоне его черной как смоль шевелюры. «My congratulations!» — собрал я остатки английского. Пилот еле заметно кивнул.
Я читал «Чудо на Гудзоне» и пытался представить себе, что чувствовал летчик Родриго, за спиной которого в тесном салоне лоукостера сидели 200 человек.
* КВС — командир воздушного судна.
***
Мозаика из стран и букв
ИННА ГОРБУНОВА
Андрей Битов. «Путешествие из России». «Астрель», 2013.
На эту книгу я наткнулась случайно среди новинок в магазине электронных книг Litres.ru. Вначале внимание привлекла необычная карта и название «Путешествие ИЗ России». О чем бы это могло быть? Стоит ли оно того, чтобы читать? Ответ состоял из двух слов: Андрей Битов. Этот пароль к интеллектуальному, захватывающему, парадоксальному чтению еще никогда не подводил. Битов — автор, который не устает удивлять потрясающей эквилибристикой мыслей и слов. Никогда не угадаешь, куда на этот раз упадет, оброненное, якобы случайно, слово. Какой клубок ассоциаций, воспоминаний и размышлений разматывает нить фразы…
В подзаголовке книги — «Империя в четырех измерениях» есть что-то от кубика Рубика. Стоит только грань слегка повернуть, сменить плоскость — она становится чем-то совсем иным. Этими мозаиками в пространстве и времени стали страны, которые раньше называли провинциями СССР: Армения, Грузия, Башкирия, Узбекистан.
И это — не путеводитель, и даже не «Непутевые заметки». Каждая глава — особый вкус, урок. Урок языка, истории, географии, веры. Не тот, который надо зубрить. А тот, который открывает знание самого себя. О «благоговении перед таинством грамоты», о красоте и мудрости алфавита, о цепкости речи.
«Алфавит, — пишет Андрей Битов, — был создан человеком с поразительным чувством родины». И вместе с ним невозможно не влюбиться, например, «в армянские слова благодаря русским и в русские благодаря армянским».
Ни разу, ни в каком контексте не упоминается в книге слово «патриотизм». И даже не сразу определишь, патриотизм к какой стране. Но, прочитав «Путешествие из России», хочется выпрямить спину.
***
Счастья никто не обещал
МАРИЯ КЛЮЧНИКОВА
Иван Гончаров. «Обыкновенная история». М. Художественная литература, 1975 год.
Эта обыкновенная история случается с каждым. Мы вырастаем, стареем, но почему-то не всегда становимся лучше. Казалось бы, все понимают, что взросление должно проходить не только в физическом смысле.
Александр Адуев — любимый всеми юноша, восторженный, счастливый и мечтательный. В деревни, близ маменьки, ему скучно: он не может реализовать себя, жаждет карьеры. Приезжает к дяде, который вовсе не ждет племянника. Дядя — холодный человек, закаленный жизнью в Петербурге.
Читатель с интересом следит за развитием отношений двух противоположностей. Казалось бы, будучи рядом, они возьмут друг от друга то, чего им не хватает. Но Петр Адуев остается верен себе, а Александр. на протяжении всего романа он предсказуемо меняется: влюбляется, охладевает, замыкается в себе. И читатель постоянно задает себе вопрос, кого он увидит в конце романа? И видит среднего человека, такого, как и все. Eще и обрюзгшего.
Когда преодолеваешь с героем путь из главы в главу, иногда теряешь объективность. До последнего хочется верить, что Александр, который может все, за что ни возьмется, найдет свое место в жизни. Но он не находит — теряется. И, наверное, это самое страшное — иметь на своей стороне силы, возможности, удачу, но потерять вдохновение и желание. И что дальше, разводить руками?
Книга Гончарова оставляет после себя тягостное впечатление, и тем, быть может, лучше. Ты не видишь хорошего в окружающих, слишком демонизируешь действительность, но при этом остаешься в твердой уверенности: счастье напрямую зависит от того, как ты к нему относишься. И нужно уметь находить его, добиваться или же сочинять.
***
Кулинарная симфония
ОКСАНА ЧEЧEТА
Мюриель Барбери. «Лакомство». «Азбука», 2013 год.
Наверное, уже пора составлять подборку книг, персонажи которых имеют сверхспособности. Причем речь, конечно, не о героях комиксов с их стальными когтями и умением левитировать, а о тех, кого вполне можно представить в реальной жизни.
В эту подборку точно попадет всем известный Гренуй из романа «Парфюмер» Зюскинда. И врач Кукоцкий из романа Улицкой.
Сюда же можно отнести и главного героя первого романа французской писательницы Мюриель Барбери «Лакомство» — непревзойденного кулинарного критика, умеющего распознавать мельчайшие оттенки вкусов и описывать их.
Автор показывает его на смертном одре: он умирает в своей постели и воскрешает в памяти лучшие моменты, связанные с местами, людьми, запахами, звуками и, конечно, вкусами. Вкусом он меряет саму жизнь. А вокруг него — люди: от обожающей его жены, которую он давно перестал замечать, через нелюбимых и ненавидящих его детей, до старого кота и бездомного на углу улицы, которому он не подал и франка. Получилась выпуклая история, написанная красивым поэтическим языком, который сложно даже цитировать, потому что непонятно, откуда начать цитату и где закончить — она красива целиком. Зато вполне понятно, откуда растут ноги у следующего романа Мюриель Барбери «Элегантность ежика», который принес ей мировую славу — еще в «Лакомстве» во главу угла она поставила человеческое одиночество.
… Кстати, вопреки моим ожиданиям, есть во время чтения «Лакомства» не хотелось совсем. Потому что эта кулинарная симфония так далека от нормальной жареной картошки. И это тоже ее неповторимая особенность.
***
Животики надорвешь
ВЛАДИМИР ТАНКОВ
Михаил Зощенко. «Голубая книга», М. «Русская книга», 1995.
. Вот и еще один томик с моих антресолей, пусть не новый, но дорогой сердцу. Из книжного бума 90-х годов, когда «низзя!» сменилось на «можно и нужно!»
Сын художника и начинающей писательницы, прошедший и Первую мировую, и Гражданскую войну, решил стать. сатириком. И взялся за сочинение рассказов, которые кому-то казались странными и даже опасными.
Но главное — они были смешными. Михаил Михайлович Зощенко стал знаменит, а в 1939-м даже удостоен ордена Трудового Красного знамени. А в 1946-м партийная власть объявила его «подонком литературы» и подвергла травле. Будто бы он изображал советскую действительность «в уродливо карикатурной форме».
. Дико вспоминать такое, наслаждаясь чтением его рассказов из непридуманной жизни простых людей.
Вот смакую быль о художнике Иване Саввиче, который вдруг захандрил, да супруга не дала ему зачахнуть. Хотя «районный медик из коммунальной лечебницы» вынес убийственный вердикт: «У него или тиф, или воспаление легких. И он у вас очень плох. Он не иначе как помрет в аккурат вскоре после моего ухода».
Крайне озабоченная своим материальным положением жена поднимает благоверного с постели, выталкивает на улицу: мол, сначала заработай, а потом и. «Иван Саввич и посейчас жив. И даже на днях он закончил какую-то художественную вывеску для мясной торговли».
Пишут, сатирик был преимущественно мрачным при жизни, зато улыбался в гробу. Зощенко ушел в 1958-м, оставив свои книги, которые, слава богу, востребованы и в XXI-м веке. Ведь это и про нас тоже, про нашу запутанную и непредсказуемую частную жизнь, разве что без смартфонов, банковских карточек и Интернета. Все остальное может иногда совпадать поразительным образом.
***
И тебя вылечат, и меня вылечат…
МАРИЯ САМАРКИНА
Дарья Варламова и Антон Зайниев. «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города». «Альпина Паблишер», 2016.
Когда я принесла эту книгу домой, мы с домашними поспорили: кто, скорее всего, узнает себя в какой-нибудь из ее глав? Узнали все.
Впрочем, тот факт, что мы над этим вполне жизнерадостно посмеялись за завтраком, а не бросились в параноидальном ужасе сжигать книгу на ритуальном костре, оставляет мне надежду.
Видимо, не все так плохо. Точнее, вообще не плохо, потому что мы читаем книги, интересуемся разными аспектами жизни, примеряем проявления этой жизни на себя и да — иногда хандрим, порой испытываем чрезмерное беспокойство, взрываемся, срываемся и сразу об этом жалеем… Наверное, потому что нам не все равно.
По большому счету, научно-популярная книга журналистов Дарьи и Антона рассчитана на всех неравнодушных, которые наверняка найдут в необычном путеводителе чуточку о себе, а все остальное прочитают из интереса. Здесь есть полезные ссылки на научную и художественную литературу по теме, имеются примеры из жизни (местами забавные, если речь не идет о совсем уж серьезных диагнозах) и конкретные рекомендации, куда бежать, если над своими странностями уже не хочется смеяться за завтраком.
Кстати, авторы не скрывают, что к написанию этой книги пришли через клиническую депрессию. Так что о многих болячках, связанных с душевным состоянием, они пишут, опираясь на личный опыт. Что особенно ценно. Ведь в своих интервью разным изданиям Дарья Варламова и Антон Зайниев говорят, что им удалось благополучно выкарабкаться из той эмоциональной ямы, в которую они однажды свалились.
***
Не суйте пальцы в «пасть» мухоловке
ДАРЬЯ РОВБУТ
Ольга Кувыкина. «Клад на подоконнике». Издательский дом Мещерякова, 2008 год.
«Какой такой клад может быть на подоконнике в бабушкиной квартире? Там же только вонючая герань за шторкой!» — школьник, рассуждая так, сильно ошибается.
Ведь мир биологии — многообразен и просто фантастичен. Eсли ваш школьник клюет носом на уроках ботаники, жалуется на скуку и отказывается рисовать в тетради соцветия, заданные учительницей на дом, имеет смысл показать ему эту книгу. Наука становится интересной, когда о ней интересно рассказывают. Это не каждому дано, но писательница Ольга Кувыкина справляется со своей задачей блестяще.
Короткие, но невероятно увлекательные истории о растениях очень редких и самых распространенных, но имеющих необычные свойства. Кувыкина рассыпает перед юными читателями яркие бусины разноцветных фактов: благодаря чему жвачка становится мятной, от чего флакончик духов пахнет жасмином, где растут кофе, какао и чай, как называются хищники мира растений.
В тексте нет нагромождения латинских названий, сложной и запутанной классификации. Зато в каждой главе обязательно говорится, можно ли вырастить те или иные кустарники, цветы и травы дома на подоконнике или же на родительской даче.
Из минусов — нехватка иллюстраций. Они есть, и они достаточно красивы, но книга, как ни крути — не альбом. Но это легко исправить. В конце концов, мы живем в XXI веке и можем воспользоваться, например, планшетом или компьютером, чтобы параллельно с чтением смотреть картинки.
. Книга имеется в двух вариантах — от 2007 и 2008 годов. Но в 2017 году Издательский дом Мещерякова обещает новое издание, оформленное более современно. Также в серии «Научные развлечения» есть другие книги Ольги Кувыкиной: «Письма насекомых», «Люди и птицы». Это отличный научпоп, подходящий не только для среднего школьного возраста, но и для старшеклассников. Чтиво не менее информативное, чем энциклопедия, но куда более увлекательное.
***
Память помнит все
НИНА ФИЛИНОВА
«Документы эпохи. Воспоминания ветеранов библиотечного дела Тюменской области». Издание Тюменской областной научной библиотеки им. Менделеева. Тюмень, 2016.
Память. Она помнит все. Чем дальше уходят года в прошлое, тем они нам, живущим в начале XXI века, дороже. Это наша мо ло до с т ь , наша жизнь, история нашего края, всей страны. Каждый из авторов сборника воспоминаний по-своему рассказывает о той эпохе. В воспоминаниях видно, какие исторические этапы проходили страна и наш край. Здесь и послевоенные годы, и стройка века, и освоение Тюменского Севера, и перестройка. Все пережитое осталось в памяти, в душе на всю жизнь.
«Документы эпохи» — это документальный материал. Воспоминания моих коллег-сверстников возвращают меня в те далекие года, когда стоял вопрос: «Кем быть?»
Я не мечтала и не думала о профессии библиотекаря, но после школы пришлось работать в сельской библиотеке. Жизнь распорядилась по-своему: она связала меня с книгой и библиотекой.
Память — удивительная штука. Она помнит все, что было. Читая воспоминания моих коллег, вновь и вновь осмысливаешь пройденный путь — путь развития библиотек в отдельно взятом регионе. Здесь видим — становление и развитие библиотечного дела в сельской местности, в городах и северный районах Тюменской области. Видим, как эти прекрасные женщины в ущерб своей личной жизни дарили людям радость от встречи с книгой, прививали любовь к ней, понимание смысла прочитанного, культуру чтения.
Каждый из нас шел своим путем: обиды и слезы, смех и радость. Все это было в жизни у них, все это и я пережила. В каждом очерке авторы делятся своим опытом, в каждом звучат понимание, важность и необходимость служения книге.
Большая благодарность составителям и издателям сборника, которые проделали огромную работу.
Уникальное издание может служить дополнением к учебнику «История библиотечного дела в Тюменской области». Издание, по которому молодое поколение может учиться на опыте наставников, умению общаться с читателями всех возрастов, быть преданным и верным своему делу.
Работа библиотекаря — это искусство!
***
фото: