Домашнее задание для родителей
Отработав, переделав домашние дела и уложив детей спать, моя подруга садится за… уроки. Она с переменным успехом осваивает программу первого (с дочкой) и четвертого (с сыном) классов.
И уже не смеется над популярным интернет-анекдотом о том, как одна мама спрашивает у другой: «Ты математику для сына сделала? Дай списать!» Потому что моя подруга дает списывать другим родителям и, чего уж греха таить, иной раз и сама обращается с такой просьбой.
— Большинство заданий в учебниках сформулированы таким образом, что понять суть этих заданий сложнее, чем их выполнить, — жалуется она.
Было время, когда подруга по многочисленным советам диванных экспертов с родительских форумов изображала строгую маму и велела сыну — тогда еще начинающему школьнику — не лениться, не ныть и выполнять домашнее задание самостоятельно. Но когда жалобы бледного ребенка с отпечатком мировой скорби на лице стали нестерпимыми, она взяла учебник со словами «чего тут может быть непонятного?!» и… ничего не поняла. По крайней мере, ни с первого, ни со второго раза. Сказать, что самооценка молодой женщины — в недалеком прошлом школьной пятерочницы и университетской хорошистки — была в значительной степени попрана, значит, не сказать ничего. От внимания ребенка мамино замешательство не укрылось. И ничего не оставалось, кроме как признать обоснованность детских жалоб и присоединиться к расшифровке маловразумительного задания.
Сказать по правде, со временем сын стал намного лучше мамы разбираться в шарадах, предложенных авторами учебников. И подруга теперь не знает, радует ее это или пугает? Ведь если сын понимает заумь, которая не поддается разумению нормального человека, значит, и он начинает мыслить подобным образом…
Так или иначе, плюс есть: сын дорос до того, чтобы делать уроки лишь при небольшом мамином участии. С дочкой пока приходится сидеть дольше. Она все еще периодически впадает в ступор или начинает реветь белугой, если не понимает, что от нее требуется. Не удивительно, что, осилив-таки все задания по жизненно важным предметам, несчастные школьники падают в подушку лицом и засыпают. А несчастной же маме остается школьный десерт: сыну к тематическому празднику задали нарисовать ее — собственно, мать. А у дочки в классе придумали соорудить макет микрорайона: от каждого ученика теперь требуется по зимнему дереву. Да и самого младшего не оставили в детском саду без нагрузки: к завтрашнему утру, сказали, надо сочинить загадки про разные части тела. В анатомическом списке, кроме прочего, оказалась кожа.
Загадку про нее, понятное дело, сочиняет не детсадовец, а мы — сидя поздним вечером на кухне и обложившись выкройками из белой бумаги, которые к утру должны стать зимним деревом. Про кожу у нас получается как-то очень натуралистично и поэтому кроваво. Стивен Кинг обзавидовался бы, но проверять задание будет не он. Поэтому пытаемся идти другим путем — энциклопедическим.
— Нет, воспитатель не поверит, что он это сам придумал, — подруга критически перечитывает получившуюся у нас научную статью о кожном покрове человека.
Хотя, кажется, ни воспитатели, ни учителя давно уже не питают иллюзий по поводу того, чьи уши торчат из домашней работы учеников (будь то поделки или задания из учебников). Потому что понимают: дети в одиночку не способны ни физически, ни логически справится с нынешней программой обучения. Понимают и продолжают заваливать учеников и их родителей ребусами, не давая ключа к их решению.
Жалобы на это повсеместны: хоть полистай родительские форумы, хоть спрашивай родителей «вживую». Можно, конечно, заподозрить детский заговор против домашнего задания или занесенный врагами вирус тотальной деградации юного поколения. Но слишком хорошо все это совпало с процессом активного совершенствования (как нам говорят) системы школьного образования.