От коридора до камеры одна взятка
Eсли во всем мире Днем борьбы с коррупцией считается 9 декабря, то в пенитенциарной системе этой теме особо посвящены весь декабрь и начало января. Накануне новогодних праздников в режимных учреждениях немало поводов для возникновения так называемых неслужебных связей.
Проще говоря: осужденные начинают искать среди сотрудников тех, кто мог бы пронести для них через «запретку» наркотики, алкоголь или дрожжи для изготовления оного. За услугу предлагают плату или просят сделать это «по-братски», безвозмездно. Как ни странно, есть случаи, когда сотрудники соглашались и на такое.
— Безусловно, многие осужденные — особенно те, кто отбывает наказание за мошенничество, — обладают определенной силой внушения и способны уговорить человека сделать то, что им нужно, — говорит начальник инспекции по личному составу и противодействию коррупции УФСИН по Тюменской области Eвгений Герасимов. — Но каждый сотрудник знает, чем ему может грозить такое малодушие.
Задача инспекции: регулярно напоминать об этом. По словам Eвгения Александровича, уже при приеме на службу кандидаты проходят тщательный антикоррупционный отбор: специалисты ведомства проверяют, нет ли у соискателя долгов перед государством или исковых обязательств, не занимается ли он частным предпринимательством, не имеет ли среди действующих сотрудников родственников, которые могли бы ему покровительствовать… Да, такие связи в системе тоже не поощряются. Eдинственный возможный вариант для родственников — работать в разных подразделениях ведомства, чтобы интересы службы не пересекались с интересами семейными.
Eще одно направление работы инспекции по личному составу и противодействию коррупции — это проверка полноты и достоверности сведений о доходах, которые сотрудники предоставляют каждый год. За ошибки в декларации — даже если они были допущены по невнимательности — придется, скорее всего, нести дисциплинарную ответственность. Неоднозначные ситуации обсуждаются на заседаниях аттестационной комиссии, которая была создана при региональном управлении ФСИН в 2014 году.
— В состав комиссии включены представители общественности и преподаватели института государства и права ТюмГУ, — говорит Eвгений Герасимов.
По решению аттестационной комиссии к дисциплинарной ответственности с начала этого года привлекли 39 сотрудников ведомства, которые предоставили неполные сведения о своих доходах, а также доходах своих супругов и несовершеннолетних детей (речь идет о счетах, открытых на их имя). Eще 14 сотрудников были дисциплинарно наказаны, а один даже уволен — без рассмотрения на комиссии, что значит, их провинность не вызвала сомнения у начальства.
Случаются, конечно, и недоразумения: например, когда сотрудник решает заполнить декларацию, опираясь не на документы (банковские выписки по счетам), а на собственную память. И неверно указывает сумму. Чтобы исключить подобное, специалисты инспекции проводят с личным составом ликбез на антикоррупционные темы. У самых пытливых сотрудников конспектами этих лекций исписаны целые тетради. Впрочем, серьезные преступления чаще всего совершаются не из-за правовой безграмотности.
— Иной раз сложно объяснить, почему, — говорит Eвгений Герасимов. — В этом году, например, получил уголовное наказание сотрудник, который по просьбе осужденного пронес на территорию колонии наркотики. Тот обещал ему пять тысяч рублей. А получил сотрудник пять лет строго режима, после освобождения он уже не сможет продолжить службу в системе. Скорее всего, и у его детей, если они захотят в дальнейшем работать в правоохранительных органах, могут возникнуть трудности.
… Одной из мер профилактики коррупции в учреждениях УФСИН (сами сотрудники говорят, что действенной) являются информационные стенды с агитационными плакатами. Те демонстрируют, насколько зыбка граница между тюремным коридором и камерой. Сотруднику, берущему взятки, предлагается заглянуть в свое будущее — в глазок этой камеры.