Тюмень: предполагаем жить
2016 год через две недели попрощается с нами. Практически на финише года произошли два события: Тюмень заняла первое место среди российских городов с высоким уровнем жизни. Губернатор Владимир Якушев вышел на первое место в рейтинге руководителей субъектов Федерации. Нетрудно понять, что эти события связаны друг с другом. И мы расспросим губернатора об успехах нашего города и команде, которая им управляет.
— За окнами вашего кабинета — город Тюмень, центр территории, которой вы руководите. Город, в котором вы уже давно работаете. Как вы оцениваете работу городской власти?
— Я могу сказать, что с городской властью мы работаем на одной волне. Те проекты, которые мы реализуем, — не без проблем, как в любой жизни, не без ошибок.
Но мы друг друга понимаем, мы работаем в диалоге — это самое главное. Примеры наших соседей, примеры из нашей истории говорят о том, что если имеет место не особое понимание между областной столицей и региональным правительством, то от этого страдают люди.
А у нас есть четкое понимание, что мы должны в нашем городе делать. Наши позиции совпадают. Где-то мы иногда спорим, где-то нет. Во всяком случае, сегодня есть доверие. Сегодня многие проекты уже не требуют такого пристального внимания с моей стороны. Даже такие серьезные, как проект «Гилевская роща». Первый подход к снаряду сделан. Мы, область, только зашли туда, но на этом проект не остановился, город дальше справился неплохо. Дворы у нас уже давно идут как по накатанной. Мы убрали какие-то свои функции по приведению в нормативное состояние нашего сетевого хозяйства. Что касается муниципальных дорог, мы туда по большому счету уже не лезем.
И в принципе город нас не подводит, что очень важно. Каждый год мы договариваемся с городом, с городскими депутатами, что приводим в добротное состояние пять скверов, чтобы были места для комфортного отдыха людей. И мы тоже туда не вмешиваемся. Я сначала побываю на том месте, где планируется сквер, позднее загляну при объезде города и появляюсь уже на разрезание ленточки.
Вот это очень важно. Eсли региональная власть лезет в муниципальные полномочия, это ни к чему хорошему не приводит. Да и неприятно, сам когда-то главой города работал. Давит на самолюбие — вроде как сам не можешь справиться. Лишний контроль — не здорово. Это убивает творчество, убивает желание двигаться вперед. Очень важно — ты оказываешь доверие, у города огромная ответственность, чтобы не подвести.
— ??
— Пока не подводят. Eсли в дальнейшем так и будет продолжаться — на доверии, — то функции контроля со стороны региональной власти будут минимизированы.
— Заканчивается 2016 год. Он теперь уже практически был — и был годом заметных перемен в Тюмени. Тюмень вообще меняется очень быстро. Я как-то после большого перерыва заехал на Лесобазу со стороны Быковой и не узнал этот район!
— Шестнадцатый год для Тюмени сложился неплохо. Все, что мы планировали, сделали. Сбоев не произошло. Были определенные технические недочеты, но это работа.
По большому счету, ни одну программу мы не сорвали, ни дороги, ни того, что касается благоустройства, ни продолжение приведения в нормативное состояние сетевого хозяйства (правда, я не знаю, когда эта работа уже закончится). Самое большое, что меня напрягало (сейчас, по итогам года уже можно сказать!), — как мы зайдем в программу капитального ремонта домов. Это меня волновало. И там, действительно, было много и работы, и недочетов, и принятие по ходу множества решений, чтобы это все корректировалось. Но сейчас вроде бы выравниваемся, и есть уверенность в том, что по семнадцатому году мы еще более качественно отработаем. Проблема в том, что тут небольшие объемы работ — большие организации, где наиболее компетентные специалисты, на эти торги не заявляются. Последние четыре месяца мы работали, чтобы серьезные организации вошли в эту программу. И это сегодня получается, чему есть и объективные, и субъективные моменты. Заказы строителей сегодня падают, а капитальный ремонт — это программа вечная и достаточно ликвидная. Собираемость есть, деньги есть. Строители начинают вникать и в эту программу заходить. Программа эта в шестнадцатом году вызывала у меня самые большие опасения, вот почему я ее постоянно держал и буду держать на контроле в семнадцатом.
— Достаточно скоро исполнится сто лет одной знаменитой формуле, которая не устаревает. О кадрах, которые решают. Вы, безусловно, знаете, что кабинеты в доме N 20 по улице Первомайской, очень высокие кабинеты, сейчас занимают довольно молодые люди.
— Все эти молодые люди нам знакомы. Мы с Александром Викторовичем Моором, когда у него происходят серьезные кадровые назначения, эти вопросы обсуждаем, советуемся. Я высказываю собственную точку зрения, Александр Викторович — свою. Обсуждаем его аргументы. Мои сомнения — областная столица все-таки, лицо региона! Но в работе эти сомнения были развеяны. На одну из знаковых должностей перешел Павел Перевалов, который работал в региональном правительстве, прошел неплохую школу. Он закроет блок, который в городском хозяйстве является одним из основных, и усилит муниципальную команду. В городском хозяйстве очень важную роль играют и руководители управ — достаточно молодые амбициозные ребята. Я знаю о той программе, которую Александр Викторович затеял, чтобы их «по горизонтали» подвигать — с одной управы на другую. Я эту инициативу поддержал, пусть попробуют. Я думаю, что все в городе идет эволюционным путем, без каким-либо рискованных решений, обдуманно.
— Владимир Владимирович, есть одно очень интересное выражение: «предполагаем жить» Что оно могло бы означать для вас и для нас всех?
— Я думаю, что есть два понятия: «выживать» и «жить». «Предполагаю жить» — это значит развиваться. Эти два слова — «предполагаю жить» — говорят, что мы встречаем 2017 год, держим курс на то, что будем развиваться. А наша областная столица получила самый главный подарок. Eе бюджет практически остается на том же уровне, что и в прошлом году. В наше сложное тяжелое время, когда региональный бюджет серьезно подрезан, это — самый существенный подарок накануне Нового года.
***
фото: Набережная реки Тура ;Губернатор Владимир Якушев ;Ул. Комсомольская.