Пассажирский транспорт держит марку
Водители тюменских автобусов рассказывают о себе и о нас
Подвижной состав тюменских пассажирских автотранспортных предприятий составляет 530 автобусов. Eсли брать в расчет, что весь общественный транспорт Тюмени насчитывает 1100 единиц (включая автобусы малого класса), то на долю городских предприятий приходится не менее 40% от общего объема перевозок, говорит генеральный директор ТПАТП N 1 и ТПАТП N 2 Александр Пискулин.
Юридически предприятия являются акционерными обществами, но по факту принадлежат муниципалитету. Поэтому их руководство ощущает особую ответственность за качество своей работы. Отметим, что в течение нескольких лет при поддержке правительства области в обоих ПАТП полностью обновлен автобусный парк, и сейчас средний возраст машин — менее пяти лет. За последний год не куплено ни одного автобуса, как отмечают в администрации, имеющегося транспорта достаточно для решения задач по перевозке пассажиров.
Одно из главных достояний городского автотранспортного предприятия — водительские кадры. Как отмечает Александр Пискулин, кандидаты на работу в пассажирских перевозках проходят несколько уровней жесткого отбора.
— Раньше благодаря финансированию из городского бюджета мы на базе учебного комбината проводили обучение на водителя категории D. Это был сложный и вместе с тем отлаженный процесс. По окончании обучения решение о допуске принимала специальная комиссия, которая состояла из специалистов транспортного предприятия.
Конкурс был очень жестким, далеко не все его проходили. Затем водители направлялись на линию в качестве стажеров с инструкторами. Как правило, это были очень опытные наставники из наиболее заслуженных работников компании. Они проводили обучение непосредственно на маршруте, а затем выносили свой вердикт относительно квалификации претендента.
Наставник уже в процессе стажировки может с высокой долей вероятности определить, способен ли его подопечный возить пассажиров, понимает ли степень своей ответственности? Ведь это, добавляет Александр Пискулин, вопрос не только техники вождения, но и культуры, умения работать с людьми.
Три года назад программу бюджетной поддержки обучения водителей общественного транспорта свернули. И теперь кадры приходится пополнять теми, кто лишь предоставит пакет необходимых документов. Зато теперь используется компьютерное тестирование кандидатов.
— Мы ее даже журналистам показывали, — говорит генеральный директор ТПАТП. — И с ее заданиями также справляются далеко не все. Ну, а далее водители, как и ранее, направляются на стажировку. Так что отбор по-прежнему достаточно строгий.
Как отмечает Александр Пискулин, количество выходов городских автобусов на линию возросло, соответственно, парк используется более эффективно, что прежде всего на руку пассажирам, которым, как правило, не приходится подолгу ожидать своего автобуса на остановке.
— Когда все автобусы новые, это резко снижает риск поломок и невыхода на линию. Кроме того, мы внедрили систему диспетчерского сопровождения транспорта. То есть каждый автобус находится под контролем специалистов «Тюменьгортранса». И водитель знает, что если он отклонится от маршрута, система это зафиксирует, и он будет оштрафован. Все эти меры позволили существенно повысить культуру обслуживания и обеспечить соблюдение расписания.
Между тем, говорит Александр Eвстафьевич, в последнее время муниципальные перевозчики отмечают сокращение числа пассажиров.
Пассажиропоток в этом месяце снизился по сравнению с показателями декабря 2015 года. Трудно сказать определенно, с чем это может быть связано. Возможно, сказывается падение реальных доходов населения. Другая причина, по словам Александра Пискулина, может заключаться в повышении количества единиц транспорта в парке частных перевозчиков.
Тем не менее, муниципалы стараются по-прежнему держать марку.
***
Общественный транспорт всех касается, всех интересует. Вот и сейчас: ломают копья в многочисленных заседаниях, в депутатских комиссиях, на Думе, на сайтах и в средствах массовой информации. Каждому хочется высказаться, обозначить свою позицию, выложить аргументы за или против, хотя и с различной степенью достоверности.
А город, службы, обеспечивающие его жизнедеятельность, не перестали работать. Подается тепло в дома. Горит свет в окнах. В предутреннем сумраке выходят на линию городские автобусы. Как будто это не они — предмет столь жарких споров. И водители в дискуссиях не участвуют. Они работают.
***
фото: