Какая карта удобнее в автобусе?
Около 400 поездок в день в тюменских автобусах уже оплачивается с применением банковских карт.
Новая система безналичной оплаты проезда в городском транспорте действует почти полтора месяца. Eе ввели 16 ноября. Проект реализуется при поддержке «Газпромбанка», международной платежной системы MasterСard и компании «Тюменская транспортная система».
Для обкатки взяли четыре городских маршрута: 11-й, 30-й, 121-й и 128-й. Выбирали самые протяженные, которыми горожане часто пользуются, в том числе и для поездок в медицинские учреждения. Учитывалось и то, чтобы задействованные в «пилотном» проекте маршруты обслуживались единой автотранспортной компанией. В данном случае — ТК «Север».
Первые дни и даже недели банковскими картами в автобусе расплачивались за проезд только несколько пассажиров.
— Очень редко кто дает для оплаты банковскую карту, — рассказывали кондукторы «тридцатки». — В основном, это молодежь. Но и среди них большинство ездят, как привыкли — за наличный расчет.
Для оплаты проезда с помощью банковских карт в «Тюменской транспортной системе» закупили 80 терминалов. Внешне эти аппараты почти ничем не отличаются от прежних. Только сбоку расположен дополнительный паз, по которому проводят черной магнитной полосой «пластика» для считывания информации.
При оплате покупки в магазине необходимо вводить ПИН-код банковской карты. В автобусе этого делать не потребуется. Списывание суммы происходит, как и с транспортной карты — однократным прикладыванием к терминалу. Двукратное не сработает. Два раза оплатить одну поездку технически невозможно. На аппаратах предусмотрена блокировка повторных платежей.
В первый месяц апробации сис-темы кондукторы столкнулись со сбоями в работе терминалов. Чаще всего неполадки возникали, когда банковскую карту для оплаты проезда предъявляли студенты. И не сразу стало понятно — почему. Оказалось, дело в том, что многие из них используют так называемую дуальную банковскую карту, к которой могут быть привязаны не только перечисления, например, стипендий, но и средства для оплаты льготного проезда в общественном транспорте. В процессе тестирования выяснилось, что для данной карты имеет значение, как и в каких случаях ее применять. Eсли студент хочет воспользоваться правом льготного проезда, то для считывания карту надо прикладывать сверху к окошку терминала. Eсли же 44 льготные поездки в месяц у него закончились, и оплачивать проезд придется на общих условиях, то карту надо вставлять в терминал чипом, как в магазине.
Первый месяц работы развеял и еще одно заблуждение. Для того чтобы воспользоваться в автобусе такой системой безналичной оплаты проезда, не обязательно иметь на руках банковскую карту, поддерживающую технологию бесконтактных платежей, например, MasterCard PayPass и Visa payWave. На такие карты обычно наносятся специальные символы распространяющейся звуковой волны. Годовое обслуживание таких карт обычно обходится дороже, поэтому есть они не у всех. Но для оплаты проезда достаточно и обычной банковской карты, защищенной чипом.
По словам Романа Шулепова, представителя компании «ТТС», тестовый режим действия системы безналичных платежей в общественном транспорте с помощью банковской карты продлится до марта-апреля. К этому времени соберут определенную статистику платежей, проведут их анализ и сделают экономическое обоснование. Eсли система докажет свою рентабельность и окупаемость, то ее распространят и на другие автобусные маршруты.
Пока тюменцы не очень активно пользуются данным им преимуществом. Хотя оплачивать проезд банковской картой очень удобно. Не надо заботиться, есть ли наличка в кошельке. Не надо ждать от кондуктора сдачи. Не надо переживать, если в кошельке только крупная купюра, и выслушивать недовольство кондуктора или водителя маршрутки.
У оплаты банковской картой — только одно неудобство. Она действует пока не во всех городских маршрутах. Что будет дальше — во многом зависит от нас. Обращайте внимание на стикеры в автобусах, слушайте речевые информаторы. Отходите от стереотипов прежней оплаты. И действуйте.
***
фото: Пассажир расплачивается банковской картой.