Кто мы есть и какие мы есть
О том, чем живут ветеранские организации Тюмени, рассказывает председатель городского совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Герман Борисович Смирнов.
Герман Смирнов говорит: совет объединяет все ветеранские организации и заботится обо всех пенсионерах. Хотя в центре внимания, конечно, ветераны войны. Тем не менее, если приходит пожилой человек, который не имеет и звания ветерана труда, но просит о помощи, ее обязательно окажут.
Готовы поощрить
— Во-первых, мы осуществляем социальную поддержку. Кому-то нужно субсидии получить, мы объясняем, как это сделать, — рассказывает Герман Борисович о функциях совета. — Второе — это поддержание здоровья. Мы отправляем ветеранов в санатории и профилактории. За этот год возможность отдохнуть получили 599 человек. В санаториях «Градостроитель» или «Жемчужина» на протяжении двух недель ветеранам проводят лечебные процедуры. В прошлом году мы разговаривали с департаментом здравоохранения, чтобы нам эту планку не снизили.
У нас около 400 участников войны, недавно к ветеранам войны приравняли тружеников тыла — так что теперь их в городе около 6000. Они постоянно получают такую возможность — поехать в санаторий. А теперь мы хотим добиться тех же льгот для активных участников ветеранского движения. Ведь в городе 365 ветеранских организаций, во главе каждой — председатель, работающий безвозмездно.
Всегда есть время учиться
— Мы тесно взаимодействуем с городскими департаментами. С управлением социальной защиты ежегодно составляем план встреч и предлагаем ветеранам встретиться со специалистами из других департаментов. Недавно эксперт из департамента здравоохранения советовал и подсказывал ветеранам, как поддерживать здоровье, как пройти диспансеризацию, как она осуществляется, если человек маломобилен.
Лекторий специалистов проводим ежемесячно. Как-то собрались за нашим столом юристы, бывшие судьи. Для пенсионеров суд — это большая трата времени и нервов. А такие гости могут дать практический совет: стоит ли ветеранам подавать в суд по тому или иному вопросу, выигрышное будет дело или безнадежное? На сегодняшний день на приеме у юристов побывал 71 человек из наших организаций. Приглашали мы и адвокатов, и городского прокурора, и начальника городского УМВД. Так что в части правового общения дефицита нет.
В этом году перед ветеранами выступали Вячеслав Вахрин, заместитель губернатора, и Александр Моор, глава городской администрации. Александру Викторовичу ветераны задали не меньше семи десятков вопросов. На большую часть он ответил сразу, а на некоторые частные (например, когда на такой-то улице отремонтируют тротуары), мы получили письменные ответы за подписями руководителей департаментов. Я считаю, что городская власть уделяет ветеранам достаточно внимания. Мы это ценим.
Eсть те, кто желает помочь
— Как-то звонит бабушка и говорит, что живет на пятом этаже, а ей нужно помочь старый диван выбросить. Обращается к нам, а я звоню Роману Рзаеву в «Молодую гвардию». Находятся и другие энтузиасты, которые предлагают свою помощь. А мы стараемся быть посредниками.
К нам обращаются бабушки и дедушки, которые не знают, где и какие есть волонтеры. Мы просим добровольческие организации приходить в совет и рассказывать, где они находятся, что могут и какую помощь оказывают.
Кроме того, есть благотворительный фонд «Победа», который образуется за счет пожертвований добровольцев — частных лиц. Мы собираемся вместе и рассматриваем заявления ветеранов, которым нужна материальная помощь для покупки сложной бытовой техники (холодильники, стиральные машины, газовые и электрические плиты, телевизоры). По 15-18 тысяч рублей выделяют каждому. За этот год помощь оказана 197 ветеранам на сумму более 2,8 миллиона рублей.
Печальная миссия
— Eсть у нас и печальная миссия — проводить ветерана в последний путь. Участнику войны положены воинские почести: в ритуальном зале должен стоять почетный караул. На кладбище — трехкратный ружейный салют.
Был у нас случай: внуки похоронили дедушку, участника войны. Они не знали, что за день до похорон необходимо прийти в военкомат. А мы в совете не знали о его смерти. Позже составили памятку, где написано, что и как нужно делать в таких случаях. Думали, как ее передать в семьи? Решили оставить памятки в ЗАГСе — это же первое место, куда приходит человек за справкой о смерти родственника.
Пусть внуки спят спокойно
— Eжегодно проводим смотр художественной ветеранской самодеятельности «Рубиновый микрофон». Я при этом всегда вспоминаю слова известной песни: «… когда поют солдаты.» Только слова переставляю: «Когда поют ветераны, спокойно внуки спят». Eсли они поют, значит, жизнь у нас нормальная. Это и молодежи пример: ветераны в 70-80 лет не растратили ни чувств, ни задора.
Сначала выступают по округам, а потом, как правило, в ДК «Торфяник», проходит городской тур. Конечно, у всех разный уровень мастерства. Коллектив «Тура» нельзя сравнивать с первичками, у которых нет даже художественного руководителя. Поэтому выделили несколько категорий. Темы смотров разные. В этом году был юбилей Тюмени, все коллективы должны были отразить эту дату. Eдинственное, что меня не устраивает, — каждый год мы проводим смотр в «Торфянике». Это далеко, широкой публике его не посмотреть. В этом году я было договорился на «Нефтяник». Но стали говорить, что в большом новом здании выступающие могут растеряться, а в «Торфянике» мы как дома. Уговорили отказаться.
Eсть клуб ветеранов города, который объединяет порядка 800 человек, собирающихся в «Строителе». Там есть различные секции, трогательный ансамбль «Гранд-сеньор», издают книги. Клуб ведет большую работу по созданию в Тюмени памятника Герою Советского Союза генералу Ивану Федюнинскому.
Не забывать о подростках
— Что еще написано у нас в уставе — содействие формированию духовно-нравственных качеств молодого поколения. Это чаще всего называют просто — «патриотическое воспитание». Но я считаю, вопрос надо ставить шире — о духовно-нравственном воспитании.
У Ильфа и Петрова в «12 стульях» есть Эллочка-людоедка, у которой словарный запас состоял из 30 слов. Мы же приближаемся к этому! Я понимаю, школа должна формировать эти ценности: умение говорить, хорошо писать. Но мы в первую очередь говорим о патриотизме. Ветераны постоянно ходят в школу. Детям интересно слушать человека, который был на войне. Иногда меня убеждают, что с современными школьниками надо по-другому разговаривать, с использованием других средств, что они могут не понять наших ветеранов. Тем не менее, в годовщину какого-либо сражения Великой Отечественной войны большинство школ проводят встречи, на которые приходят ветераны. Например, когда награждали ребят из «Аванпоста» я приехал вместе с участниками войны. Среди них был и артиллерист Юрий Маркович Луковский, который из своего орудия громил врага. А теперь из его рук дети получали свои дипломы.
Близится юбилей
— В следующем году нашим областному и городскому советам исполнится 30 лет. Сейчас создается книга, где будет изложена краткая история ветеранских организаций Тюмени. Мы внесли некоторые замечания, предложили уточнить даты и цифры. Юбилей у нас в марте, к этому времени должны успеть.
А еще мы задумали медаль «За отличие в ветеранском движении». Работаем над эскизом, чтобы в будущем году вручить ее нашим активистам.
На пленуме областного совета я говорил, что мы должны не только провести праздник, но и продемонстрировать наши достижения. Это повод сказать о том, чего достигла ветеранская организация, какой опыт наработала. 30-летие — это повод показать, кто мы такие есть и какие мы есть.
***
фото: Ветераны войны на параде Победы в 2016 году ;Мефодий Гаврилович Гаврилов и Иван Матвеевич Поярков ;Герман Смирнов.