X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Контрольная закупка для такси

По данным «Союза тюменских таксистов», около 80 процентов тюменских такси работают нелегально.

Порядка на этом рынке даже с возвращением системы обязательного лицензирования стало не намного больше. Казалось бы, получение лицензии означает, что за рулем — не какой-нибудь «бомбила», а легальный труженик. Со всеми вытекающими отсюда обязательствами в отношении пассажира.

Только для того, чтобы эти обязательства строго выполнялись, за ними должен быть строгий внешний контроль. Как, например, за работой водителей городских автобусов. За несоблюдение ПДД — штраф, за жалобу пассажира — штраф, за несоблюдение графика — лишение надбавок или премий. При этом двухразовый медицинский контроль (до и после выхода на линию), периодическое психологическое тестирование, тестирование в случае перерыва в работе. Но и при таком фильтре ЧП случаются. У таксистов же — полная свобода действий.

Впрочем, громкое слово «лицензия», как и в случае с управляющими компаниями по обслуживанию жилого фонда, для потребителя услуг значит не так много, как хотелось бы.

Чтобы получить такую лицензию, предъявляются требования, в основном, юридического и налогового характера. От водителя — только стаж не менее трех лет и отсутствие нарушений ПДД с тяжелым исходом. Фактически под такие характеристики подходит любой водитель не «чайник». Eсли у вас с необходимыми документами все нормально, госпошлина в 2000 рублей заплачена, то препятствий к выдаче лицензии нет.

Но и видимая простота получения лицензии водителей не прельщает. Многие предпочитают ее и вовсе не получать. Так, из 15-20 тысяч человек, которые (по приблизительным подсчетам) занимаются в Тюмени извозом, только 4737 имеют разрешение на этот вид деятельности. Эти данные привел на заседании координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Артемьев, президент «Союза тюменских таксистов». Ситуацию, которая сложилась в сфере городского такси, он назвал плачевной.

— Первое впечатление, которое складывается о городе, начинается с такси, — считает он. — Многое зависит от того — будет ли это «убитая «копейка» или комфортный автомобиль. Водитель — неопрятный гастарбайтер или вежливый, хорошо знающий город. Плата за проезд — заоблачная или доступная. Но, по сути, само слово «такси» — устаревшее понятие. Сейчас большинство перевозчиков — это водители, работающие «с руки» и сами принимающие заказы у диспетчеров. По самым скромным подсчетам в Тюмени за сутки обрабатывается около 30 тысяч таких заказов.

От самодеятельности страдает, прежде всего, региональный бюджет. Он недополучает налоговые поступления. По оценке «Союза тюменских таксистов» речь идет о семи миллионах рублей ежегодно.

Но убытки, по словам Артемьева, терпят и легальные таксисты. Особенно им вредят крупные пришлые компании, которые заходят на тюменский рынок и демпингуют устоявшиеся расценки. К таким, по его словам, относятся такси «Gett» и «Yandex», головные офисы которых зарегистрированы в Нидерландах.

— Своими ценами они просто убивают легальный бизнес, уничтожают профессиональное сообщество, — считает Артемьев. — Ну, не может проезд стоить 50 рублей, если литр бензина — 35 рублей! На что они толкают водителей? На переработку? Чтобы сидеть за рулем по 12-14 часов?

Тюменские таксисты провели свой мониторинг в социальных сетях. Задавали таксистам один вопрос: «Сколько вы спите?» И 57 процентов водителей, которые принимали участие в опросе, ответили, что по 4-6 часов в день.

— Что мы будем жить от ситуации до ситуации и ждать, когда от недосыпа у кого-нибудь случится серьезное ЧП на дороге? — возмущался Артемьев.

В «Союзе тюменских таксистов» считают, что лучшим средством борьбы с нелегальными таксистами могут быть только контрольные закупки. Поскольку диспетчерские службы, раздающие заказы направо и налево, не обязаны спрашивать у водителей лицензию и не несут ответственности за сотрудничество с ними. После таких контрольных закупок в виде подсадных пассажиров в 2015 году выявлено множество нелегалов, возбуждено несколько уголовных производств. После этого таксисты потоком пошли получать разрешения. Но сейчас этот поток иссяк.

— Практику проведения контрольных закупок надо продолжить, — предложил Александр Моор, глава администрации города. — Кроме того, предстоит внимательней посмотреть на условия получения лицензий на этот вид деятельности в Тюмени. Убрать все ненужные барьеры.

На заседании таксисты предложили также снова выйти с законо-дательной инициативой в Госдуму, чтобы «оживить» проект федерального закона, который забуксовал после первого чтения. Он предполагал увеличение штрафа за нелегальную работу в такси до 30 тысяч рублей. Присутствовавший на заседании Борис Ройтблат, помощник депутата Госдумы от Тюменской области Ивана Квитки, предложил помощь в решении этого вопроса. По обоим предложениям решено начать действовать сразу после Нового года.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта