X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Что сломало крылья «Мельнице»

В Тюмени закрылась сеть пекарен «Старорусская мельница». На сайте компании, филиалы которой работают более чем в 20 городах России, появилось объявление: «Уважаемые покупатели! Сообщаем, что, к нашему большому сожалению, филиал компании «Старорусская мельница» в Тюмени завершил свою работу. Приносим всем свои извинения за доставленные неудобства».

По мнению представителей местного делового сообщества, перспективный проект стал жертвой жестких требований к ведению бизнеса. На это обратил внимание тюменский предприниматель, председатель молодежного отделения общественной организации «Опора России» Артем Андросов. Он констатирует факт, что «в условиях действующих нормативных актов такой формат бизнеса нежизнеспособен, даже несмотря на то, что на продукцию есть спрос». Он понимает, что добиваясь закрытия нестационарных объектов, расположенных в неположенных местах, администрация следует букве закона. То, что требования закона порой оказываются невыполнимыми, вопрос другого уровня. А в итоге вместо того чтобы развивать бизнес, предприниматели вынуждены тратить время и ресурсы на споры с чиновниками.

Компания «Мельница Тюмень» за два года открыла в городе 27 нестационарных точек по продаже хлебобулочных изделий собственного производства. Теперь она уходит, и директор Сергей Курочкин никакого форс-мажора в этой ситуации не видит и виноватых не ищет. В России ежедневно закрываются малые предприятия, и причины почти у всех одни и те же, говорит он.

— Любой бизнес затевается с целью извлечения прибыли. И когда расходы превышают доходы, предприниматель сворачивается. У нас сложилась именно такая ситуация. Одна из причин — пристрастное отношение к киоскам как виду бизнеса. Требования по изменению облика павильонов, их перемещению и так далее приводят к дополнительным финансовым и временным затратам. Да, прямого запрета на этот вид деятельности нет, но приходится постоянно лавировать, чтобы соблюсти нормативы, которые становятся все жестче.

Диалог с властными структурами существенно упростил бы жизнь предпринимателей, считает Сергей Курочкин. Но такого желания у власти, по его словам, не наблюдается.

Так, в соответствии со схемой размещения в Тюмени на 2017 год утверждено 254 нестационарных объекта. Хотя еще недавно их было около 700, добавляет Сергей. И вспоминает, что еще несколько лет назад была создана рабочая группа, в которую вошли предприниматели, депутаты и чиновники. Они обсуждали заявки на установку нестационарных объектов и выносили совместное решение. Но в 2015 году эта комиссия собралась всего однажды, удовлетворив только два заявления. А в 2016-м администрация приняла новый регламент, в рамках которого и осталось всего 254 площадки.

Сергей согласен с тем, что размещение нестационарных объектов должно быть регламентировано. Однако некоторые пункты регламента, по его словам, невыполнимы.

— К примеру, такой критерий, как отвод от дороги. Большинство заявителей «срезались» именно на нем, потому что найти для торговли участок на расстоянии 1020 метров от автомагистрали очень трудно, если только ты не собираешься ставить киоск в чистом поле. В результате и мы, и многие наши коллеги автоматически перешли в разряд нарушителей. Кризис и без того усложнил условия для ведения бизнеса, и в такой ситуации со стороны органов власти, на мой взгляд, разумно было бы искать способ договариваться. Повторюсь, регламент необходим, но давайте обсуждать его вместе.

Аренда муниципальной земли значительно дешевле, чем частной, говорит Сергей Курочкин, и даже если администрация существенно поднимет ее стоимость, все равно это будет намного выгоднее для бизнеса. Да и бюджет получал бы дополнительный доход. Кроме того, «Мельница» обеспечивала стабильную работу почти ста работникам, налоговые выплаты за квартал достигали миллиона рублей.

К защите интересов местных компаний на фоне явной экспансии федеральных ритейлеров неоднократно призывали депутаты Тюменской городской Думы. С ними согласен вице-президент «Опоры России», депутат Тюменской областной Думы Эдуард Омаров:

— Объемы продаж в ритейле перетекли в сектор среднего и крупного бизнеса. В свое время все очень радовались приходу торговых сетей «О’Кей», «Ашан», «Пятерочка». Но для малого бизнеса это была мина замедленного действия. Небольшие предприятия теряют оборот. Продажи падают, издержки растут. В итоге в торговых центрах пустеют павильоны, закрываются кафе, пекарни.

Что касается действий органов местного самоуправления, то эксперт соглашается, что здесь не хватает и четко прописанной законодательной базы, и гибкости конкретных исполнителей.

— Как представитель предпринимательской общественной организации часто слышу жалобы на отсутствие конкретной поддержки со стороны власти. Безусловно, есть злостные нарушители, для которых закон не писан, и их необходимо привлекать к ответственности. Но большинство предпринимателей либо физически не в состоянии выполнить все требования, либо просто не знают о них. У предпринимателя есть идея, и он за нее берется. А потом в ходе проверки выясняется, что нарушены те или иные нормативы. Но нужно смотреть, так ли катастрофичны эти нарушения. Ведь каждое вновь созданное предприятие — это обеспеченность одной, двух, трех и более семей, пусть небольшое, но пополнение налоговой базы. На мой взгляд, нужно формировать индивидуальный подход к решению проблем малого бизнеса и по мере возможности добиваться изменения законодательства для его развития. А на практике условия для развития своего дела во многих сегментах очень сложные.

Такие ситуации, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло, возникают из-за того, что интересы общественности, власти и бизнеса часто расходятся.

— Предпринимать какие-то действия по защите прав конкретного предпринимателя без его желания мне как уполномоченному запрещает закон, — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей. — Поэтому отсутствие обращения от руководителя «Мельницы» свело мои возможности до минимума. Насколько я понимаю, решение о закрытии уже принято. Вне зависимости от того, каков общественный резонанс вокруг этой истории, сложно и неправильно делать какие-то выводы, основываясь только на постах в соцсетях. Однако мне представляется, что обе стороны в этой ситуации недоработали. Интересы бизнеса и общества бывает трудно состыковать и привести к гармонии. Eсли нестационарную торговлю вообще выпустить из-под контроля, то мы вернемся в хаос 90-х. Но и «закручивать гайки», особенно сейчас, тоже неправильно.

Количество вопросов, возникающих в последнее время между властями и владельцами нестационарных торговых точек, говорит о том, что административная позиция по вопросу организации такого вида бизнеса и, главное, по вопросу взаимодействия с предпринимательским сообществом нуждается в серьезной корректировке.

По мнению директора городского департамента потребительского рынка Eлены Eреминой, основная причина закрытия «Мельницы» в том, что за различные нарушения предприятию были выписаны крупные штрафы. И чтобы их не платить, руководство приняло решение о ликвидации. Что касается требований, то они прописаны в федеральном законодательстве в соответствии с градостроительными и прочими нормами и правилами, затрагивающими интересы различных групп населения. А законов, которые были бы идеальными для всех, добавила Eлена Михайловна, увы, не существует.

. Сергей Курочкин занимается ликвидацией предприятия, на которую уйдет около трех месяцев. После чего он и его сотрудники либо отправятся на биржу труда, либо попробуют заняться другим предпринимательским проектом.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта