Уборка снега в самом разгаре
За первую декаду января выпало более 28 мм осадков, при месячной норме — 25 мм.
Eго не отфутболить
Оценка интенсивности снегопада у горожан и служб, занимающихся снегоуборкой, часто не совпадает. Нам кажется, что снежинки тихонько падают одна за другой, и нет никакой сложности в их быстрой уборке. Да такой, чтобы тротуары, дворы и проезжая часть стали чистыми до асфальта.
Считается, что при осадках средней интенсивности количество снежинок в одном кубометре воздуха колеблется от 10 до 100 штук. При этом один куб такого свежевыпавшего, самого легкого снега весит прилично — от 30 до 60 кг, и стоит ему хоть на несколько дней залежаться, его масса увеличивается вдвое, а то и втрое.
Чтобы понять, что значит снегоуборка в масштабах города, надо прикинуть ее размах. Площадь комплексной уборки улично-дорожной сети в Тюмени составляет уже более 12 млн кв. метров. Проводится процедура по приемке на обслуживание еще около миллиона «квадратов». Представить эту площадь можно, например, в пересчете на футбольные поля, стандартный размер такого игрового поля — 68 на 105 метров. То есть от снега надо убрать более 1800 таких площадок. Насколько реально это сделать за один день? Ответ понятен. И все-таки есть утвержденные нормативы. Так, в течение 20 минут после начала снегопада дорожная техника должна начать обработку противогололедными материалами ключевых городских магистралей. В случае затяжных снегопадов цикл «посыпка-подметание» повторяется несколько раз и корректируется в зависимости от погодных условий.
Почему «теща» не любит морозов
В комплексной уборке улично-дорожной сети города задействовано 20 дорожных специализированных предприятий. Самая крупная организация — ТОДЭП, у которой на обслуживании находится более 200 км городских магистралей. Уборкой улиц у подрядчика занято более 400 единиц снегоуборочной и дорожной техники.
Алексей Антонов, водитель большегрузного автомобиля «Volvo», в дорожной сфере уже более 30 лет, и не первый год работает на вывозке снега. Но, по его словам, такой снежной зимы не припомнит. Даже экстремальные, но кратковременные осадки прошлых лет были не так страшны, как этот постоянно идущий снег.
— Возишь его, возишь, а он не заканчивается! И откуда столько берется? — говорит Алексей Николаевич. — Работаем почти без выходных. И все равно слышим только критику в свой адрес. То жильцы домов жалуются, что вечером шумим, спать мешаем. То автомобилисты ворчат, что стопорим движение. Но если вечером — нельзя, днем — нельзя, то когда? При этом все хотят, чтобы дороги и обочины были вычищены быстро и до блеска.
Сколько ковшей погрузчика входит в кузов его грузовика — Алексей не считал. Но при каждой такой загрузке многотонная машина проседает и покачивается. Кажется, что засыпают в нее не снег, а кирпичи.
— В морозы снег, конечно, каменеет, — рассказывает Алексей, — но во время потепления, когда намокает, становится еще тяжелее. Пушистый и белый снежок грузить приходится редко. Такой обычно бывает в первые дни снегопада. Тогда его хорошо убирать лаповыми погрузчиками или «тещами», как мы их называем. Эти машины работают на гидравлике, в морозы, как сейчас, она замерзает. Основную нагрузку берут на себя мини-погрузчики.
Погрузчик и большегруз работают в дуэте. Со стороны процесс кажется простым: зачерпнул порцию снега — вывалил, зачерпнул — вывалил. Но когда сидишь в кабине, понимаешь — какая это сложная задача. Действовать быстро, слаженно в сплошном потоке машин, на небольшом пятачке дороги, чтобы никого не задеть, ничего не просыпать, оставить после себя идеально вычищенный асфальт, а потом виртуозно вписаться в ряд спешащих автомобилей, которые не хотят тебя пропускать. И — в путь на снежный полигон. Дорога до Бабарынки занимает около часа. Такой круг повторяется по пять-шесть, а то и больше раз в день.
Не лопатой единой
С начала года у дворников нет выходных. Не по трудовому законодательству, а по факту. Отдыхать и лежать на диване 10 дней для них — непозволительная роскошь. Расслабишься, не выйдешь хоть на несколько часов на работу, потом себе окажется дороже, особенно, когда снегопад и не думает прекращаться.
Дворники Светлана и Ренат Мухаметшины убирают несколько дворов. Вместе, говорят, работать сподручней. Площадка возле дома N 25 по улице Володарского — небольшая, но здесь хорошо виден и объем работы, и проблемы, с которыми сталкиваются и управляющая компания, и подрядные организации при снегоуборке.
Главное препятствие — припаркованные машины. Eлена Воронова, мастер участка УК «Жилищный стандарт», заранее расклеила на подъездах объявления с просьбой убрать автомобили. Но откликнулись не все. Несколько машин так и остались стоять. Может, хозяева еще не приехали с новогодних каникул. Может, вечером вернулись поздно и спят. Она обзванивает их по списку. Первым спускается Михаил Григорьевич из квартиры N 1. — Всегда откликаюсь на такие просьбы, сам был когда-то старшим по дому, все понимаю, — говорит он. — А вот до некоторых жильцов, знаю, — не дозвониться, не достучаться. Они, может, и дома сидят, но ни за что не выйдут. Так нельзя. Снег же убирать надо. Дворик у нас маленький, складировать негде. Я уж говорю мастеру: «Eсли надо, сгребайте все в кучу под моим окном, потерплю».
Но Андрей Попов, мастер подрядной организации «Город чистоты», утверждает, что долго лежать снег здесь не будет. День уйдет на то, чтобы его сгрести, а потом поэтапно будут вывозить. Чтобы все происходило оперативно, администрация города выделила бесплатные талоны для транспортировки снега на полигон.
— С этого двора мы вывезем около 60 кубометров, — прикидывает Андрей Валерьевич. — Три-четыре «камаза». И каждый этап работы — фотографируем, размещаем отчеты в группе в вайбере. Это очень удобно. Взгляд со стороны на работу бывает полезен. Eсли сам не увидишь недостатки — тебе подскажут. Конструктивная критика — это нормально. Просто надо уметь делать выводы в любой ситуации.
***
фото: Дворник Ренат Мухаметшин ;Во дворе дома N 25 по улице Володарского ;Елена Воронова ;Идет уборка городских дорог ;Погрузчик и большегруз работают вместе.