X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Закладная табличка со дна морского

Миниатюрная табличка из нержавеющей стали с отлично сохранившимся текстом: «Завод N 639. Катер N 214. Тип — 5-Г. Серия — ХI БИС. Построен в 1942» найдена в минувшем году в районе строительства моста «Кубань — Крым» через Керченский пролив.

Находка дайверов Краснодарского государственного историко-археологического заповедника — закладная доска, свидетельство постройки катера в Тюмени на стапеле судостроительного завода. В годы Великой Отечественной одно из старейших предприятий нашего города именовалось «Завод N 639 НКСП СССР».

История катера, найденного на тринадцатиметровой глубине в четырех километрах от берега, весьма любопытна.

По архивным данным, «ТКА Г-5», заводской номер 214, спущен на воду в апреле 1943 года. После ходовых испытаний на Туре направлен по железной дороге на реку Каму для вооружения. 11 июня 1943 года на Мотовилихинском орудийном заводе на катер закреплена установка для пуска реактивных снарядов калибра 82 мм.

Катер получил новый тактический номер — «АКА-76» и принят в 3-й дивизион «артиллерийских» катеров 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота. Это был артиллерийский дивизион, т.е. катер никогда не использовался в качестве торпедного. Всю недолгую боевую жизнь он использовался в качестве носителя морской «катюши», установленной на палубе перед командирской рубкой.

Первым командиром «АКА-76» стал старший лейтенант Михаил Прокофьевич Матвиенко, уроженец села Кубицы Полтавской области. Опытный катерник имел орден Красной Звезды и медаль «За оборону Одессы». Под его командованием катер совершил семь боевых выходов в море.

В ночь с 16 на 17 ноября 1943 года «АКА-76» в составе группы из трех катеров под командованием командира 3-го дивизиона ТКА Григория Левищева столкнулся в Керченском проливе с шестью немецкими торпедными катерами типа «Люрсен» и тремя быстроходными десантными баржами типа «Зибель».

В этот боевой поход Михаил Матвиенко отправился в качестве старшего на борту. А катером впервые командовал уроженец Казани лейтенант Голлямов Махмут Голлямович, 1920 года рождения.

«. В ходе огневого боя одна БДБ противника оказалась потопленной. Получил повреждения и один наш ТКА. Катер Матвиенко трижды пытался взять подбитого на буксир, но трос постоянно рвался. Потом «АКА-76″ ушел на перезарядку РС и скрылся в темноте. Он не вернулся на базу в Кротково — погиб от подрыва на мине», — вспоминал в своих мемуарах бывший командир 2-й Новороссийской Краснознаменной бригады ТКА Черноморского флота контр-адмирал Виктор Проценко (1911-1992 гг.).

Комбриг черноморских катерников в 1975-м приезжал в Тюмень и встречался с ветеранами судостроительного завода. К этому времени факт гибели «АКА-76», его экипажа — двух офицеров, мичмана и шести краснофлотцев — был официально установлен. Однако координаты гибели катера оставались неизвестны.

В 2016-м закладная табличка и сохранившиеся элементы тюменского катера подняли на поверхность краснодарские дайверы и моряки-черноморцы. Они же нашли в рубке затонувшего «АКА76» черную флотскую фуражку. Однако кому она принадлежала, Михаилу Матвиенко, Махмуту Голлямову или мичману Михаилу Капорскому, установить не удалось.

***
фото: Закладная табличка катера;Артиллерийский вариант катера «Г-5».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта