X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Если мешает правовой нигилизм

Шумная история с закрытием сети ларьков компании «Мельница Тюмень» заставила вновь задуматься об условиях развития малого предпринимательства в нашем городе.

По мнению части бизнес-сообщества, слишком много ограничений, которые зачастую не позволяют вести честный бизнес. Предприниматели считают, что муниципальные органы власти и в этих условиях могут и должны идти навстречу тем, кто создает рабочие места, кто пополняет бюджет налоговыми отчислениями, кто обеспечивает стабильность экономики в условиях кризиса.

Представители местных органов власти настаивают, что они должны соблюдать закон и защищать интересы населения. Представители малого предпринимательства в ответ упрекают муниципалитет «в нежелании идти на диалог». Мы попросили высказать свою точку зрения директора департамента потребительского рынка Eлену Eремину.

Интересы органов власти и частного бизнеса часто расходятся, что чревато конфликтами.

Закрытие сети павильонов ООО «Мельница Тюмень», вызвавшее резонанс в СМИ, привело к очередному обострению взаимоотношений. И хотя прямых обвинений в адрес друг друга чиновники и предприниматели не выдвигали, в некоторых заявлениях проступали нотки обиды и непонимания. В частности, представители малого бизнеса сетовали на то, что не ощущают со стороны муниципалитета поддержки и желания договариваться.

Мы предоставили директору городского департамента потребительского рынка Eлене Eреминой возможность высказать свою точку зрения по этому поводу. Начали с ситуации с компанией «Мельница Тюмень».

Галя Безбородова, Катя Христозова

— Претензий по размещению объектов на муниципальных земельных участках и государственных неразграниченных землях к ООО «Мельница Тюмень» у администрации не было, — сказала Eлена Михайловна. — Руководитель ООО «Мельница Тюмень» обратился в департамент потребительского рынка, получил разъяснения. Согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов у компании было четыре такие точки, павильоны были установлены по договорам с департаментом земельных отношений и градостроительства.

Однако временные торговые объекты стоят не только на тех участках, которые для этого предназначены, но также на землях других собственников, в частности, на территориях, прилегающих к многоквартирным домам. И в администрацию города поступали заявления граждан в связи с таким соседством. Чтобы уточнить правовую основу размещения павильонов или киосков, нами направляются запросы в уполномоченные органы, которые контролируют исполнение требований земельного или санитарно-эпидемиологического законодательства. В частности, СанПиН устанавливает ограничения на размещение торговых объектов на дворовых территориях.

В связи с активностью СМИ в Интернете при обсуждении истории с «Мельницей» некоторые издания допустили искажение информации. Неточности, вырванные из контекста, комментарии о давлении на предпринимателя сделали свое дело: появилась горячая тема. По этому поводу мы на днях встретились с руководителем ООО «Мельница Тюмень». Обсудили сложившуюся ситуацию, уточнили информацию. Сошлись на том, что никаких мероприятий по демонтажу и сносу объектов компании муниципалитет не проводил.

— В чем вообще суть ограничений на размещение павильонов нестационарной торговли?

— Eсли говорить об общих законодательных принципах, то они достаточно просты — земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц и возможен к использованию для размещения нестационарного объекта. Причем к регулирующим документам относятся и федеральные законы, и технические регламенты, и санитарные нормы и правила.

Например, есть требования противопожарного регламента по размещению киоска на определенном расстоянии от капитального объекта. Eсли расстояния не соблюдаются, то необходимо проведение дорогостоящей экспертизы на класс пожароустойчивости объекта. При этом вплотную к дому размещать временное сооружение нельзя в любом случае.

Или участок находится около пешеходного тротуара и кажется предпринимателю крайне привлекательным для размещения нестационарного объекта: место бойкое. Но использование участка для размещения киоска оказывается невозможным из-за нахождения под землей объекта инженерной линейной инфраструктуры: труб тепло- и водоснабжения, канализации, линий высоковольтного кабеля или связи. Дополнительные ограничения касаются полос отвода автомобильных дорог, эти требования оговорены в федеральном законе.

Когда объект установлен на земельном участке, относящемся к многоквартирному дому, у жителей возникают вопросы по оплате утилизации отходов, использованию территории парковки и так далее. Жильцы нередко обращают внимание на то, что такие павильоны подключают электропитание от дома без договора. Возникает вопрос: кто за это платит, кому, по какому тарифу?

— В ходе обсуждения этой истории прозвучала такая цифра: в Тюмени осталось 250 земельных участков под нестационарную торговлю. Много это или мало?

— На самом деле в схеме размещения объектов нестационарной торговли Тюмени сегодня 537 мест для киосков и павильонов и 263 для сезонной мелкорозничной торговли: мороженое, квас, сувениры в весенне-летний период. Изначально схема была утверждена на срок до конца 2015 года, но он был продлен до 31 декабря 2017 года с учетом сложившихся условий на рынке. Для этого специально обращались в правительство Тюменской области, вносили изменения в нормативные акты. То есть пошли предпринимателям навстречу.

Следует заметить, что схема формировалась с учетом уже существовавших объектов, многие из которых были установлены еще в 90-е. Законодательство с тех пор кардинально изменилось. И как я уже сказала, новые федеральные законы, нормы и регламенты запрещают ставить нестационарные торговые объекты на землях многоквартирных домов и линейных инженерных коммуникаций. Руководители ресурсоснабжающих организаций несут персональную ответственность за исполнение требований техрегламентов.

В 90-е ларек мог стоять на водопроводе, теплотрассе, кабеле, никого это особо не волновало. Собственники времянок с тех пор привыкли, что всегда можно как-нибудь договориться. Но мы в таких случаях только предлагаем хозяйствующим субъектам подыскать другие места для размещения.

Однако некоторые собственники нестационарных точек продолжают говорить: «Ну, вы же можете этот вопрос решить». Или обижаются: «Почему вы нас не предупреждали?» Но дело в том, что мы постоянно об этом говорим. И если бы не правовой нигилизм, то, может быть, не было бы напрасно потраченных средств, сил и времени.

Подчеркну, любые инвестиции, в том числе в рабочие места, только приветствуется. Но когда пытаются создать бизнес с заведомыми нарушениями, а потом обижаются на действия органов исполнительной власти, которые вынуждены реагировать на заявления граждан, это, по меньшей мере, странно. Вспомнить хотя бы осеннюю историю с объектами «Шаурма», размещенными по большей части самовольно с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства. Могу смело говорить об этом, потому что не один десяток сигналов жителей был нами перенаправлен в Роспотребнадзор.

— Каковы в таком случае перспективы у нестационарной торговли?

— В нынешних условиях такой формат можно рассматривать, прежде всего, как старт-ап. Этот бизнес, как правило, позволяет быстро заработать за счет минимальных издержек при запуске. Поэтому, на наш взгляд, временный порядок использования земельных участков для нестационарной торговли — вполне справедливое решение. Иными словами, поставил павильон, заработал денег — перешел в капитальный объект, освободил участок, на который придет другой предприниматель. Поэтому право на размещение нестационарных объектов на муниципальных участках реализуется через аукцион.

Eсть немало примеров вполне успешных предприятий. Они получают хорошую прибыль, затем решают выйти на новый уровень и переезжают в капитальный торговый объект. Это правильная стратегия развития.

— А предприниматели считают, что муниципалитет мог бы оказывать им более активную помощь.

— Eще раз подчеркну: муниципалитет не сможет помочь в случае, если это противоречит закону. И именно в этом вопросе часто возникает недопонимание. К сожалению, у ряда предпринимателей существует искаженное представление о применении законодательных норм. Эта проблема особенно ярко проявляется в сфере нестационарной торговли. Чтобы как-то противостоять правовому нигилизму, мы и наши коллеги из департамента земельных отношений и градостроительства регулярно проводим мероприятия, связанные с популяризацией основ законодательства в этой сфере, приглашаем предпринимателей на круглые столы, на отраслевые совещания, размещаем информацию на сайте, направляем материалы в профессиональные ассоциации. Я сама веду личный прием еженедельно.

Когда приходит человек и говорит: «Ну, давайте по моему объекту как-нибудь решим» — ему, возможно, и в голову не приходит, что с нашей стороны эти действия называются «превышение полномочий», «коррупционный фактор» и так далее. Законодатель уже все прописал и аргументировал. Все законы обсуждались и не с первой попытки принимались в течение нескольких лет. В этом процессе участвовало и предпринимательское сообщество. В то же время замечу, что наши контролирующие органы ведут себя по отношению к такому виду предпринимательства очень осторожно. Существуют определенные ограничения по проведению плановых и внеплановых проверок. А до конца 2017 года вообще наложен мораторий в отношении проверок хозяйствующих субъектов малого бизнеса.

А вообще, чтобы помогать предпринимателям, непредвзято оценивать ситуацию, в которую попадает малый бизнес, в регионе существует институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. В полномочия департамента потребительского рынка входит формирование схемы объектов нестационарной торговли, прием заявлений, консультирование. При этом мы избавляем предпринимателя от необходимости «бегать» по ресурсоснабжающим организациям и выяснять, где можно ставить киоск или павильон. Мы сами направляем эти запросы сетевикам.

Должна заметить, что по количеству торговых площадей Тюмень в два раза превышает нормативы, установленные правительством Тюменской области. В сфере потребительского рынка у нас трудятся почти 80 тысяч человек — это практически треть работающего населения города. Однако точкой кипения в такой крупной отрасли стал сегмент, где работает лишь чуть более 500 объектов.

Торговля по налоговым отчислениям в бюджет страны сопоставима с нефтяной отраслью, поэтому здесь очень важно ничего не ломать и не нарушать существующий баланс. Мы открыты для диалога, готовы консультировать, подсказывать, поддерживать. Но только в рамках закона, никак иначе.

***
фото: Павильоны «Мельница Тюмень» больше не работают ;Елена Еремина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта