Вернуть настоящее детство
Подводя итоги года, принято отчитываться о достижениях.
Безусловно, их сбрасывать со счетов нельзя. Но успехов могло бы и не быть, если бы не преодоление трудностей. Eсли бы перед очередной стеной на пути опускались руки. Каждый взрослый многократно попадал в подобные ситуации и научился с ними справляться с той или иной эффективностью. Но насколько готовы к преодолению трудностей наши дети? Хорошо ли мы знаем их проблемы, умеем ли вовремя их распознать, предотвратить? Об этом рассуждает сегодня Андрей Степанов, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области.
Наш Интернет, вперед лети
— Трудности человеку необходимы для того, чтобы их преодолевать. Трудности — это всегда новые задачи, новые вызовы времени. Современные гаджеты, к примеру, — это что? Для одних — возможность коммуникации, для других — трудность. Для современного ребенка, который, кажется, родился с телефоном в руках, это — часть жизни. Eсть в ней и минусы, которые надо принять как задачу с определенными условиями и искать пути ее решения. Так в свое время многие реагировали на появление паровоза. Говорили: «Долой его, он коров пугает». Но на пути прогресса не устоишь. В новых условиях всем необходимо понять, как выстроить работу стратегически.
Как, например, ответить на вопрос: «Стоит ли покупать ребенку смартфон и подключать 4G?» Можно, конечно, эту дилемму решить «хирургическим» путем — доступ запретить и тему закрыть. Но в нынешнее технологичное время это все равно, что сунуть голову в песок. Как поток машин не остановить, так и от Интернета уже нельзя полностью отказаться. Ребенок все равно найдет возможность доступа. Мы же учим детей безопасному поведению на улице, точно так же надо научить их безопасному поведению в Интернете.
Интернет — гениальное информационное пространство, феноменальное учебное и справочное пособие. Раньше эту роль выполняли справочники и энциклопедии. Мы сами формировали свои библиотеки, и ни одному здравомыслящему родителю не пришло бы в голову оставить в общем доступе книги, которые детям еще рано читать. Даже романы Ги де Мопассана прятали. А сегодня ребенок, оставаясь один дома, получает свободный доступ ко всему. Как его ограничить? Для начала — почистить на полочках в Интернете.
Родившиеся в СССР, живут теперь в другой стране не только с точки зрения политического и экономического уклада. За последние 25 лет мы улетели в другую технологическую эпоху. Мы понимаем, какие угрозы таит улица, двор, но не совсем понимаем, какие несет в себе Интернет. Или догадываемся об этом, но считаем, что это «не про моего ребенка».
Недавно СМИ написали о виртуальном педофиле, который раздел 10-летнюю девочку. Случай — вопиющий. Но как все случилось? Девочка раздевалась где? Дома. Мама в это время была на кухне, она была уверена, что ребенок находится в безопасности. Он же рядом. Изменилось само ощущение безопасности, сам характер угроз. Раньше мы покупали книжку, чтобы она была в нашей домашней библиотеке, теперь же информация к детям сама приходит. Не просто приходит, а вламывается в дверь.
Китай в борьбе за информационную безопасность пошел по своему пути. Там в соцсетях можно присутствовать только по паспортным данным. Мгновенно включается личная ответственность. В Южной Корее создано подразделение со штатной численностью в 70 человек, которые каждый день сканируют Интернет на предмет угроз детям. Цензура? Да. Но если есть угроза для детей, надо на нее отвечать. Проблема эта — глобальная, сегодня все настороже и ищут адекватные ответы.
Наше государство тоже готовит ответ. У каждого региона есть свои наработки. Пошли подвижки на законодательном уровне. В Госдуме готовят проект об ответственности за подстрекательство к суициду. Раньше судили только за доведение до самоубийства. Разрабатывается и общегосударственная стратегия действий в информационном пространстве. В школах ввели систему контентной фильтрации, белый список, но появился wi-fi. Невозможно везде поставить заборы. Должен быть фильтр ценностей.
Не разорвать на картинки
В Тюмени на одной из экспертных площадок Интернет сравнили с гетто. Мы бросили там детей одних. Представьте: вы привезли детей в загородный лагерь, оставили их и уехали. Что там произойдет? Дележка власти, выявление группировок, лидеров, изгоев. Это часть человеческой природы. Только воспитание может научить нас мирно жить, соблюдать права другого человека, следовать этическим нормам.
Воспитание необходимо и для того, чтобы научить общаться в Интернете. Для начала, чтобы угрозу нейтрализовать, взрослым надо не бросать там детей одних, а присутствовать в этом пространстве. Так, появление в социальной сети классного руководителя, учителя, родителя убирает из детских диалогов ненормативную лексику. А уже потом толковые педагоги начинают постепенно влиять на правила поведения подростков, подсказывать, что послушать, посмотреть, чтобы дети понимали: нельзя разорвать этот мир на роли. В школе я — ученик, дома — хороший мальчик, а уехал в другой район, где никто не знает, скрылся за ником и — хам редкий. Чтобы жизнь не рвалась на картинки, взрослые должны быть рядом.
За детской бедой стоит взрослый
Как сегодня обезопасить детей? Как остановить информационный вал, который призывает детей к суицидам? В прошлом году мы работали в авральном режиме. Не спали сутками. Наша задача была дойти до каждого. Но порой сталкивались с абсолютным равнодушием. Городскому департаменту образования приходилось прибегать и к непопулярным мерам, например, проводить родительские собрания под роспись. Eсли таковой не было — шли с разъяснениями домой. Мы должны были проинформировать всех о текущей ситуации. Несмотря на бурное обсуждение в СМИ, многие о ней не подозревали. Были и те, кто открыто игнорировал. Мол, нас в подростковом возрасте тоже посещали мысли о смерти, и что? Живы-здоровы, все у нас нормально.
Помните тобольскую историю, когда в гараже нашли пять детских трупов? Дичайший случай. За всю ночь ни одному из детей не поступило ни одного звонка от родителей. Конечно, парни-девятиклассники манипулировали взрослыми, ввели их в заблуждение. А как же девочка-пятиклассница — младшая из погибших? Неужели родителям нельзя было ей позвонить, пожелать спокойной ночи? Может, тогда и беды не случилось бы.
Как еще до родителей достучаться? Некоторые предлагали, например, собрать общегородское родительское собрание. Но как провести такое собрание в масштабах города? У нас только школьников около 100 тысяч, а есть еще и дошкольники, которые тоже уже ходят с гаджетами. Где столько родителей собрать? На стадионе?
Логистикой не заменишь
— Ни одной стране мира не удалось полностью победить суицид. Eго не сведут на нет ни запреты, ни высокие идеалы. Только раньше о нем почти не говорили, а сейчас стало много информации об этом, суждений, домыслов, бесконечных поисков виноватых.
Причины детских суицидов всегда примерно одни и те же. Травля, в том числе и в детских коллективах, всегда была. Против кого-то дружили, кому-то объявляли бойкот. Все это — вопросы глубокой культуры и воспитания. Внутренние проблемы и переживания взрослеющего ребенка были и будут. Помните фильм режиссера Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым», снятый в 1986 году? Все, о чем там говорится, актуально до сих пор. Конечно, сегодня молодежь сыта, хорошо одета, у них все есть, у каждого — по комнате. Но — какая разница? Вопросы взросления, нравственного становления точно так же стоят и перед нынешними поколениями. Они тоже пытаются ответить: «Кто я? Где мое место в этом мире? Как добиться уважения, любви, внимания?»
И каждая попытка детского суицида — это крик: «Обратите внимание на меня! Мне плохо!» Ребенок живет во власти иллюзий и думает: «Вот сейчас-то вы оцените меня, пожалеете, что так ко мне относились». Темп и стиль современной жизни нас разобщают. И кто научит детей общаться? Бабушки-дедушки живут отдельно. У братьев и сестер — свои заботы. У мамы и папы — своя жизнь.
Современное поколение родителей — удивительное. Они стремятся развивать ребенка. Они занимаются с детьми спортом, ведут здоровый образ жизни. Но часто забота подменяется логистикой. Мы не общаемся с детьми, а отдаем их в хорошую школу, затем везем его к замечательному тренеру, потом — в кружок. Мы все время передаем его чужим людям, подменяем жизнь грамотно выстроенной логистикой: кто увозит, кто привозит, когда и где забирает. И не остается сил и времени поговорить, поиграть, выслушать. Вместо этого ребенок часто слышит: «Отстать!» Или: «Напиши мне смс».
Хочется сказать родителям: «Вернитесь к своим детям. Им сегодня и сейчас необходимо ваше внимание. Поговорите с ними, почитайте. Верните им настоящее детство. Внимание. Любовь. Заботу. Время. Не откупайтесь от них. Не организуйте их досуг с чужими людьми. Это ваши дети. И они вырастают».
***
фото: Андрей Степанов ;Даже обычной прогулки за ручку порой так не хватает нашим детям ;Так хорошо, когда мама рядом.