Хартия для всех: водителей и пассажиров
На первом в этом году заседании Общественной палаты города обсудили актуальные вопросы организации транспортного обслуживания горожан.
И если цель — одна
Вопросы транспортного обслуживания, так же, как и коммунальные, — одни из самых резонансных. Возможность открыто обсуждать острые темы — примета времени, главное, чтобы критика была конструктивной, по принципу: «Критикуя, предлагай». В таком ключе и обсуждали проблемы городского общественного транспорта на заседании Общественной палаты.
Александр Моор, глава администрации города, отметил, что в городе действуют разные общественные организации, но Общественная палата занимает особое место, являясь субъектом общественного контроля. Авторитет ее председателя Ольги Загвязинской в профессиональной и юридической сфере незыблем. Моор уверен, что Общественная палата станет авторитетным общественным органом, рабочей площадкой, которая объединит деятельность всех общественных организаций.
Наши красные линии
Александр Моор подчеркнул, что ситуацию в сфере общественного транспорта надо рассмотреть объективно и разносторонне. Необходимо выслушать все точки зрения, учесть предложения и замечания. Все заинтересованы в том, чтобы территория города была бесконфликтным пространством.
О положении дел в отрасли рассказал Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города.
— В городе действует 113 маршрутов регулярных перевозок, которые формируют 500 км маршрутной сети. Для движения автобусов организовано 17 км выделенных полос для автобусов (их откроют еще и на улицах Ленина, Профсоюзная и Широтная). На маршрутах работают 1189 автобусов, в том числе 387 — большого и особо большого класса, 163 — среднего класса, 639 — малого. Низкопольных — 510 или 37% (федеральная программа «Доступная среда» предусматривает достижение уровня в 20% только к 2020 году). Средний возраст тюменских автобусов — пять лет. Это один из лучших показателей по стране. Растет востребованность городского транспорта у пассажиров, в прошлом году перевезено 139 млн человек (на 2% больше, чем в 2015 году). В прошлом году на некоторых маршрутах стартовал проект бесконтактной оплаты проезда банковскими картами.
С технической стороны общественный транспорт в городе успешно развивается. Но есть и проблемные вопросы, связанные с безопасностью и культурой обслуживания. Eжегодно на «горячую линию» «Тюменьгортранса» поступает около полутора тысяч жалоб на курение, разговор водителя по мобильному телефону и около 2,5 тысячи жалоб на плохую культуру обслуживания, невыдачу билетов.
— Культура обслуживания проходит красной линией в работе общественного транспорта, — подчеркнул Максим Афанасьев. — Мы работу выстроили не по устранению последствий, а по выявлению причин и их устранения. Подписан комплексный межведомственный план мероприятий по профилактике нарушений ПДД водителями автобусов. Запущен новый проект «Я нарушил ПДД — сообщи в ГИБДД». Психологическое воздействие на водителя будет способствовать повышению его дисциплины. Выработаны и дополнительные требования к качеству перевозки на общественном транспорте.
Правила для всех
Администрация города предложила разработать профессиональную Хартию — «моральный кодекс» работников городского пассажирского транспорта.
— Определим ключевые принципы, будем им следовать и повысим культуру обслуживания в общественном транспорте, — считает Максим Афанасьев. — Одними увольнениями проблему тут не решишь, надо не шашкой махать, а работать с персоналом, который есть. Хотя это не быстрый, кропотливый процесс.
Eвгений Семеняко, сопредседатель регионального отделения ОНФ, рассказал, что нередки случаи хамства, даже рукоприкладства со стороны пассажиров. Кондукторы даже обратились в Народный фронт с коллективной жалобой. Поэтому правила Хартии должны распространяться на всех.
— Хартия — общественный договор, который не обязывает, но всех к правилам присоединяет, — уточнил Александр Моор. — Иногда по Интернету создается впечатление, что водители и кондукторы — сплошь нарушители, но большинство — работают десятилетиями, честно и ответственно. А вот поведение пассажира в салоне недостаточно регламентируется. Все мы — участники этой Хартии. Все должны соблюдать правила поведения. И тому, кто их не соблюдает, — моральное порицание.
Общественник Геннадий Иванов считает, что необходим строгий общественный контроль за соблюдением Правил перевозки пассажиров.
— Поднимите руки те, кто в маршрутке берет билет? — обратился он к залу. Поднялась одна рука. — Получается, что мы ездим зайцами. Так никаких денег в бюджете на льготные поездки пенсионеров не хватит. Правила проезда по льготным картам тоже нарушаются. У меня из 64 поездок документы проверили только пять раз. И кто нарушает правила — не узнаешь, в салоне нет табличек с фамилией кондуктора и водителя. Хартия это хорошо, но надо строго придерживаться правил. Контролировать это должны общественники.
Ярослав Ильин, член Общественной палаты города, отметил, что есть недостатки в открытости и оперативности предоставления информации пассажирам, нет «быстрого и незамедлительного контакта с людьми». И предложил ввести единый короткий бесплатный телефон, по которому каждый смог бы сообщить о нарушениях. А его коллега Марина Жданова предложила создать группу «ВКонтакте», в которой жители размещали бы жалобы на перевозчиков.
— Проблему надо рассматривать с разных сторон, — согласился Александр Пискулин, директор ПАТП-1. — У каждой — свои гражданские обязанности и ответственность. Eсть и законодательные пробелы. Необходимы региональные акты, регламентирующие поведение пассажиров в автобусе.
— Eсли сравнить ситуацию в транспортной сфере 20 или 10 лет назад, то продвижение — значительное, — подвел итог Эдуард Омаров, депутат областной Думы. — Но проблем еще много. Насколько они решаются — вопрос не только власти, но и нашей общей культуры.
Предложение о создании Хартии поставили на голосование. Большинство членов палаты (один — воздержался) идею поддержали. Разработкой документа займутся рабочие группы Общественной палаты, а затем Хартию вынесут на широкое обсуждение.
***
фото: Ольга Загвязинская, Александр Моор и Максим Афанасьев на заседании Общественной палаты города ;Над культорой поведения в общественном транспорте нам всем еще работать и работать.