Играй гусляр, неси Земле добро
Когда мы говорим об этнической музыке, то представляем все (от индийского ситара до ирландской скрипки), кроме собственных инструментальных традиций.
Так вышло, что русские народные мотивы в музыке и танцах некоторое время пребывали у нас в немилости — попросту оказались немодны. Но сейчас ситуация потихоньку исправляется, и даже в Тюмени есть люди, работающие над восстановлением реноме славянских музыкальных инструментов.
Например, гусляр Дмитрий Пономарев, выступающий под псевдонимом Зарн Хам. Он организовал проект «Гуслеголовый», цель которого — развитие гусельной культуры в нашем городе. Для этого Дмитрий сам выступает перед публикой и намерен приглашать в Тюмень талантливых музыкантов из других регионов страны.
Кстати, Зарн Хам не ограничивается только концертами для взрослых. Он с радостью участвует и в детских мероприятиях. Недавно выступил на творческой встрече, организованной для ребятишек центром семейного чтения имени Пушкина и психологическим центром «Маяк». Дети были в восторге от гуслей — даже от их вида, не говоря о музыке! Они «такую штуку» только в мультфильмах видели, в советских.
. Вообще, история гуслей изобилует неожиданными поворотами. Этот инструмент относится к группе струнных щипковых. Ближайший родич — цитра; она была распространена в Германии и Австрии, но популярность приобрела только в XIII веке. Тогда как славяне знали и любили гусли с XI века. На гуслях играли персонажи русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.
Гусли звучали и в повседневной жизни, и на княжеских пирах; гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в языческих религиозных обрядах. Последнее сыграло с инструментом злую шутку: когда на Русь пришло христианство, священники невзлюбили гусли и игравших на них скоморохов-сказителей. Вероятно, они символизировали все языческое. Сперва церковь просто проповедовала отказ от гуслей и рассказывания сказок под перебор струн. Но потом, видя, что люди не торопятся лишать себя привычного развлечения, решила «включить административный ресурс»: в начале XVII века царь Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим — человек очень религиозный, — взял да запретил гусли. А вместе с ними под раздачу попали «домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные сосуды». Их было приказано «изымать и, изломав, жечь». Что и делалось. Зачастую исполнители царской воли и вовсе не разбирались, что за инструмент перед ними: если из него извлекают музыку, значит — в огонь.
. К счастью, время не стоит на месте. И запрет музыкальных инструментов постепенно исчерпал себя. И гусли, и гудки, и прочие «гудебные сосуды» вновь возвратились в привычный обиход, стали желанными гостями на любых праздниках и народных гуляниях. Не исчезла и старинная техника игры, бережно передававшаяся из поколения в поколение. Были известные гусляры и в предреволюционный период, и в СССР. Играли в составе оркестров народных инструментов.
А вот в 90-е годы XX века ко всему исконно русскому у наших людей появилась неприязнь. Впрочем, ненадолго. В веке XXI славянская культурная самобытность вновь начала привлекать молодежь. И сегодня гусляров по разным городам страны не так уж мало. Хоть и видим мы их чаще всего на тематических фестивалях, вроде нашего «Небо и Земля».
— Гусли — это очень особый инструмент, — говорит Дмитрий Пономарев. — Он не только пробуждает в нас нечто, связывающее с землей и предками. Он еще и просто очень светлый. На этот счет отлично сказал известный гусляр Кирилл Богомилов: «Гусли — не диковинный инструмент из прошлого. Их призвание — увеличивать количество добра на Земле». Вот мы и постараемся увеличить количество добра, насколько сможем.
. В том, насколько благодатно воздействует гусельная музыка на душу и тело, могли убедиться тюменцы, пришедшие в минувшее воскресенье на гусельный концерт Зарн Хама в школу йоги «Мудра». Несмотря на то, что в древности ими пользовали скоморохи, ничего фривольного, чересчур кричащего или грубого в звучании гуслей нет. Мелодия выходит или нежная и трепетная, или звонкая и поднимающая настроение. Конечно, в чем-то гусельные переливы похожи на голоса родственных инструментов — арфы, кифары, лиры, армянского канона и иранского сантура. Но есть в гуслях и нечто неуловимо наше; оно пробуждает не заносчивую национальную гордость, но доброе и спокойное осознание значимости смены поколений.
— Гусельная традиция тянется из глубины веков. Она течет в наших жилах вместе с березовым соком, — шутливо говорит Дмитрий Пономарев.
Так это или нет — будет видно по тому, сколько зрителей соберется на следующие концерты. Но те, кто послушал Зарн Хама в воскресенье, не ушли разочарованными. Гусли — это и вправду нечто! Они пусть ненадолго, но дарят ощущение чистоты и света внутри.
***
фото: Дмитрий Пономарев (Зарн Хам). Катя Христозова