X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Температура по городу — нормальная

Первая встреча с главой администрации Тюмени за редакционным «круглым столом» пришлась на своеобразный температурный минимум, когда столбик термометра уцепился за тридцатиградусную отметку. Eстественно, первый вопрос Александру Моору был посвящен тому, как город переносит морозную закрутку. Правда, тревоги у гостя он не вызвал.

Александр Моор: — Для городской инфраструктуры большую опасность представляют резкие перепады температуры. Eсли просто холодно — более терпимая ситуация. Eсли происходит авария на сетях, то требуется оперативная реакция. Самый опасный период — март. Грунты начинают ходить, могут происходить серьезные аварии на сетях, которые просто ломает. А морозы город переживает как обычно. У всех компаний, которые обслуживают наши сети, достаточно сил и средств, чтобы реагировать и действовать даже в самых сложных ситуациях. Технологии отработаны. Но когда на улице за минус 30 — тревожно.

«Курьер»: — Вы утром приходите на работу, получаете оперативную информацию, вы довольны тем, как службы отработали?

А.М.: — Очень сложных ситуаций в холодный период у нас не было. Получаю сводку — вижу ситуацию и по домам, и по квартирам, по объектам. Eсть ли аварийные или плановые отключения? Но система хорошо отработана. Пока сбоев не было. Все в рабочем режиме.

Кадры решают

«Курьер»: — Значит, можно перейти к другим вопросам? Хорошо. Мы обратили внимание, что в конце прошлого года переформатировался аппарат ваших заместителей. Пришли молодые, инициативные, амбициозные. Они, как футбольная команда, — ровные, близкие по возрасту. Как вы подбирали этих людей?

Галя Безбородова и Катя Христозова

А.М.: — Когда-то мне подарили две книги управленческой тематики. Одну написал профессор Стокгольмской школы экономики, а вторую — тренер сборной Швеции по футболу. Они как раз о том, как формировать команду. Понимаете, принцип формирования команды не зависит от сферы деятельности. У каждого в команде своя роль. Люди не должны быть одинаковы, не должны повторять друг друга, но дополнять. При этом быть разными и даже противоречивыми. И мозаика складывается. Самое интересное, что из шести моих заместителей — три проходили в 2014-2015 годах образовательную программу в Сколково. Тогда 42 тюменца учились в Сколково и занимались проектной работой, учились работать в командах. Перевалов, Кухарук, Богинская это обучение прошли. Этот фактор не был определяющим, но так сложилось.

«Курьер»: — Вы поставили на эти посты тех и таких, каких хотели здесь увидеть?

А.М.: — Я считаю, что сегодня мои заместители соответствуют постам, которые занимают, и способны выполнять задачи, которые перед ними ставятся. Команда боевая. Для каждого руководителя что важно? Максимально исключить из своей деятельности микроменеджмент, чтобы не заниматься частными вопросами, которые занимают огромное количество времени, не оставляя возможности сконцентрироваться на наиболее важном и стратегическом. Сегодня мои заместители наиболее профессиональны для того, чтобы я доверял им решение вопросов микроменеджмента, не вовлекая себя и не перепроверяя их. У них достаточно полномочий, чтобы эти решения принимать самостоятельно. У меня должно освобождаться время, чтобы думать о вещах не срочных, но более важных.

О цифре.

«Курьер»: — О каких вещах вы думаете как о более важных?

А.М.: — Предлагаю лозунг: «Тюмень — цифровая столица России». Тема интересная. Не секрет, что сейчас весь мир переходит на цифровые технологии. В прошлом году я находился на учебе, у нас была недельная стажировка в Финляндии. Финляндия разрабатывает стратегию развития страны до 2030 года. И одна из первых целей — есть переход на цифровую экономику. Много программ и проектов, которые реализуют государственные предприятия, институты. Под это они объединяют бизнес. И многие проекты будущего продвигают. Считаю, что сегодня использование цифровых технологий во всех сферах — начиная от муниципального управления до бизнес-процессов — за этим будущее. Мы активно обсуждаем сведение всех баз данных, которые в администрации города есть, всех информационных продуктов на основе цифры в единое целое и тем самым, надеюсь, мы сможем оптимизировать процессы, повысить эффективность управленческих решений и в целом вывести работу администрации на новый технологический уровень.

«Курьер»: — Но новый метод становится опасным в связи с массовым развитием хакерства.

А.М.: — Вся история человечества говорит о том, что любое изобретение как положительно, так и отрицательно. Вопрос безопасности информации, хранимой на бумаге. Она может сгореть, утонуть, пропасть, исчезнуть и не восстановиться никогда. То же самое возможно и с цифровой информацией. Но это уже вопрос цифровой безопасности как отдельной отрасли экономики, знаний, она регулируется и законом — приняты особые порядки хранения разной информации.

«Курьер»: — Человеческий фактор теперь исключается совсем?

А.М.: — Все должно исходить из разумности, из логики. Там, где из процесса человека можно исключить и повысить эффективность процесса без потери качества, там надо использовать технику. Заменить человека вообще — невозможно. Но сегодня есть технология big data — обработки больших данных. Администрация города, органы власти обладают колоссальным объемом информации, которая разрознена, хранится в разных форматах и никак не объединяется, не может быть использована оперативно. Поэтому здесь большие перспективы.

. и о человеке

«Курьер»: — Но заместителей вы подбираете по человеческому фактору, по умению чувствовать настроения людей, а не только способных считать хорошо?

А.М.: — Для любого менеджера, тем более менеджера высокого уровня, IQ-интеллект меньшее значение имеет, чем эмоциональный интеллект. А эмоциональный интеллект — это эмпатия, умение понимать друг друга, умение чувствовать, говорить, убеждать. И при этом сохранять человеческое лицо.

«Курьер»: — Можно конкретный пример? За последние несколько лет директоры департамента здравоохранения менялись достаточно часто. Недавняя замена на этом посту показалась неожиданной. Чем она была вызвана и почему выбрана данная кандидатура?

А.М.: — Гиберт перешел на другую работу — в ФОМС. До этого он был главным врачом поликлиники N 5, одной из лучших в городе и имеющей лучшую регистратуру в России. Пошел на повышение. ФОМС — финансирует всю медицинскую деятельность. Здесь требуются и менеджерские способности, и знания, как работает медицинская сфера. Именно поэтому произошла замена. А Крючкова выбрали из кадрового резерва. Он опытный человек, руководил поликлиникой. Возраст, прекрасные профессиональные знания, хорошие человеческие качества.

Галя Безбородова и Катя Христозова

«Курьер»: — В директоре именно этого департамента должно быть больше человеческого или медицинского опыта?

А.М.: — Человек, возглавляющий департамент, должен быть больше управленец. На этой должности он людей уже не лечит. Он должен четко понимать, как работает сфера, должен понимать ее особенности. И профессионально должен быть авторитетен. Он больше управленец, но должен уметь работать и с людьми, и с документами. Заниматься не только текущей работой, но и стратегическим планированием.

«Курьер»: — Автоматизация хорошо, но. сокращаются рабочие места.

А.М.: — Надо понимать, что использование в процессах управления современной техники и роботов повышает производительность труда и приводит к замене человека. Но при этом появятся новые профессии, связанные с обслуживанием этой техники. Этот процесс не взрывной, не разовый, а плавный и постепенный. К нему можно готовиться. Не случится так — утром все проснулись, а кругом одни роботы, и мы без работы остались. Это происходило во все промышленные революции в истории человечества. Просто сейчас процессы обновления идут с большей скоростью.

Баланс интересов

«Курьер»: — Какое место в вашей работе занимает работа с предпринимателями, с малым бизнесом? Предприниматели любят, чтобы к ним прислушивались.

А.М.: — Любое решение, которое принимается в городе, влияет в целом на инвестклимат. Например, решения, связанные с правилами землепользования и застройки. Вроде бы, формальный документ. Но если не учесть какие-то нюансы, то он может коснуться либо конкретного предпринимателя, либо в целом среды. Система сложная и взаимосвязанная. Когда ты — человек, который принимает последнее решение и вместе с ним всю ответственность, то всегда надо взвешивать все решения и просчитывать последствия. Все решения по большому счету рассматриваются через призму развития экономики.

«Курьер»: — Город и правительство области заинтересованы, чтобы в Тюмень приходили гиганты бизнеса. А мировая практика говорит, что малые предприниматели создают экономику в целом, создают среду, которая позволяет соткать общество. Здесь есть противоречия?

А.М.: — Нет никаких противоречий. Эти две вещи, которые друг друга тянут за уши. Малый бизнес не может существовать изолированно. У него есть два контрагента — услуги для населения и услуги для бизнеса. В этой части контрагентом малого бизнеса являются более крупные предприятия. Это среда для возникновения и развития малого бизнеса. У нас созданы две промплощадки, чтобы туда заходили крупные и средние предприятия. Они могут существовать сами по себе, являясь работодателями и налогоплательщиками. И каждый из них имеет возможность дополнительно создавать вокруг себя условия для развития малого бизнеса. Но есть экономика оффлайн и экономика онлайн. Оффлайн — это все, что существует физически. В то же время развитие цифровой экономики говорит, что наиболее быстрые темпы роста и основная прибыль будет формироваться в экономике онлайн, то есть в экономике услуг. Недавно на конференции в Москве представитель Стокгольмской школы экономики сказал, что в ближайшей перспективе вместо 218 государств на планете будет 600 городов, которые аккумулируют интеллект и технологии. Конкуренция за капитал между городами сегодня идет в мировом масштабе. Оффлайн экономика как была, так и будет. Всегда надо будет шить одежду, печь хлеб, но норма прибыли там будет намного меньше, чем прибыль, которая формируется в онлайне.

«Курьер»: — Как перейти к тому, чтобы в Тюмени все это появлялось?

А.М.: — Конечно, нефтяникам интересно иметь крупных бизнес-партнеров. Чем меньше взаимоотношений, тем меньше затрат. Но нам надо, чтобы они имели разных партнеров. Без «ручного управления» в этом вопросе никак. Дело не в том, чтобы заставить. Иногда важнее проинформировать. На таких встречах выясняется, что стороны и не знали о существовании друг друга. Кроме того, у крупных нефтегазовых компаний есть свой патриотизм — они работают на территории Тюменской области и несут социальную ответственность по поддержке бизнеса. Здесь важно соблюдать баланс экономических и социальных интересов.

«Большой брат» поможет нам

«Курьер»: — Программный комплекс «Безопасный город» мы знали вначале как полицейский проект, теперь он станет грандиозной программой, которая будет из года в год развиваться. Что нас еще ждет?

А.М.: — Правоохранительный блок — лишь одна из частей проекта «Безопасный город». Вся эта система похожа на множество датчиков, которые устанавливают на теле человека, контролируют его состояние и оперативно реагируют. То же самое в концепции «Безопасный город» — все территории и объекты, которые могут быть подвержены чрезвычайным ситуациям, должны находиться под контролем. Наиболее развит комплекс видеонаблюдения. Мы продолжим оснащение образовательных объектов, выведем сигнал на единый пульт. Продолжается установка видеокамер в общественных местах, где могут собраться больше 50 человек. «Ростелеком» уже начал работать по установке 68 комплексов фото-, видеофиксации на основных перекрестках и наиболее аварийных участках дорог. Уже было несколько случаев, когда полиция расследовала преступления на основании записей с камер. Eсть, например, у нас программный комплекс, который позволяет по номеру автомобиля молниеносно находить и показывать, где он находился, куда ехал и с какой скоростью.

«Курьер»: — Говорят, в Тюмени скоро появятся большие автобусы с автоматической платой за проезд?

А.М.: — Мы планируем обновить пассажирский парк и на магистральные маршруты, которые идут через весь город и где наибольший пассажиропоток, выставлять в часы пик «гармошки» — с кондиционером, с системой отопления, с внутренними и наружными видеокамерами, чтобы отслеживать нарушение правил дорожного движения. И если пассажирский автобус попадает в ДТП, чтобы понимать, была ли вина водителя? Кроме того, внешние камеры будут фиксировать нарушения в движении автомобилей по выделенной линии. К 1 января 2019 года по поручению губернатора области мы должны будем перейти на безналичную оплату проезда в пассажирском транспорте, только с помощью карточек. Уже сейчас можно платить банковскими картами. Eсть технологии: ты входишь в автобус, и у тебя с телефона списываются деньги. Не надо ничего прикладывать к терминалу. Это позволит перейти на работу без кондукторов.

«Курьер»: — Как вы оцениваете ситуацию с упорядочиванием количества льготных поездок? Куда мы движемся?

А.М.: — Система мер социальной поддержки во многом сложилась не адресная, а категорийная. Мы должны поддержать, прежде всего, тех, кто действительно беден, а не всех сверху донизу. Самый главный принцип, который надо понять, — любая льгота должна основываться на принципах адресности и нуждаемости. Социальная помощь должна переходить от принципов поддержки категорий к поддержке человека. Мы не торопимся. Но понимаем, что должны максимально эффективно использовать бюджетные средства. Не раздавать их, а адресно помогать тем, кто больше всего нуждается в этой поддержке.

Галя Безбородова и Катя Христозова

Мосты, дороги, парки

«Курьер»: — В прошлые годы Тюмень гордилась программами благоустройства, строительством мостов, путепроводов, дорог. Что мы сможем в 2017 году, о котором говорят: «тяжелый»?

А.М.: — Бюджет 2017-го уже принят. Надо говорить и думать о том, что мы сможем сделать в 2018-м и 2019-м годах. Объем наших планов сохраняется, вопрос только в скорости реализации. Сейчас, например, строят развязку «Пермякова — объездная», хотели и развязку «Монтажников — объездная», но пока нет возможности. И тем не менее, она — следующая в плане финансирования. Наши дорожники победоносно обещают к сентябрю развязку на Пермякова построить.

Финансовые ресурсы сегодня концентрируются губернатором на окончание проекта, связанного с восточным обходом. Требуется логичное его завершение и соединение со старой дорогой на Винзили.

Городской проект — продолжение и расширение улиц Полевая — Чернышевского до улицы Пролетарской. Проект тоже непростой. Под Полевой лежит канализационный коллектор, поэтому одновременно построим фактически новый коллектор, он проектируется. И получим сразу два эффекта: не только дорожный, но и коммунальный.

Eсть еще и ряд небольших проектов. Например, «Дороги Восточный-2». Там болотистая местность, поэтому будем строить вместе с ливневкой. Продолжим строительство дорог в Казарово, в Березняках. Из крупных проектов по благоустройству — парк Затюменский. Работы там на два года. В этом году начнем. Вот в Гилевской роще первый этап реконструкции завершен, теперь приступим ко второму, чтобы все посетители были довольны.

«Курьер»: — Как вы отнеслись к тому, что граждане, не дожидаясь вашей торжественной ленточки, освоили новую Гилевку?

А.М.: — А мы не для ленточки ее делали.

«Курьер»: — После реконструкции Гилевская роща всем нравится, но люди говорят, что хорошо бы еще парочку таких, а то места мало. И ручей там до сих пор пахнет.

А.М.: — Это пахнет не ручей, запахи идут от КНС N 2. План ее реконструкции есть, не будет запахов.

«Курьер»: — Город меняется действительно. И это не комплимент, а реальность. Eсть ли в городе микрорайон, который вам особенно нравится?

А.М.: — Мне нравится подход Алексея Круковского и его команды в «Eвропейском». Они не стоят на месте, хотя крупный бизнес, и можно было бы замереть. Но он сам ездит, всех своих ребят возит, изучает современные решения. Бизнес требует делать хорошо и экономично, но мне нравится, что он занимается не только строительными технологиями, но и благоустройством. И понимает, что не просто строит жилье, а формирует среду обитания.

Кадры решают-2

«Курьер»: — Правда ли, что есть планы поменять местами руководителей управ? Зачем? И смогут ли они взять с собой подготовленные ими команды?

А.М: — Идея горизонтальной ротации глав управ есть. Не вижу в этом ничего опасного. Любой человек не любит выходить из зоны комфорта, то есть менять что-то в своей жизни, работе. У нас — четыре управы и у всех — полномочия одинаковые, но почему-то практика иногда складывается по-разному. Поэтому с точки зрения получения управленческого опыта и профессионального роста им будет полезно поменяться местами, получить новый опыт, чтобы не засиживались на одном месте, не прирастали.

А насчет команды — двух человек с собой разрешу взять.

«Курьер»: — Но вы хотите достичь конкретного результата? Какого?

А.М: — Могут же у меня быть какие-то секреты?

***
фото: Рафаэль Гольдберг и Александр Моор ;Город онлайн ;Парк Затюменский в ожидании реконструкции ;МФЦ на улице Первомайской.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта