Большое дело для малого бизнеса
Капитальный ремонт многоквартирных домов — большой финансовоемкий рынок для малого бизнеса, которому эта сфера интересна. Особенно сейчас, в условиях кризиса, когда количество заказов в частном секторе сократилось. Однако строгие ограничения по отбору подрядчиков стали серьезным препятствием для многих небольших компаний.
Логика властей понятна: дело ответственное. В то же время выбор исполнителей, которые бы соответствовали всем требованиям, оказался ограничен. Пришлось искать компромисс. Удастся ли муниципалитету соединить интересы собственников жилья и подрядчиков? Об этом мы говорим с заместителем главы администрации Тюмени Павлом Переваловым.
— Вы правы: обязанность муниципалитета — обеспечить качество исполнения работ и безопасность проживания граждан. Жители доверили свои деньги региональному оператору, а он передал органам местного самоуправления функции заказчика. Поэтому мы несем ответственность перед людьми.
Но следует помнить, что систему капитального ремонта в стране пришлось создавать с нуля. В том числе — и принцип отбора подрядных организаций. В 2015 году было принято 475-е постановление правительства Тюменской области, регулировавшее порядок привлечения подрядчиков для этих работ. Изначально авторы документа попытались исключить все риски, связанные с отбором исполнителей. Это и ограничило их выбор.
В бизнесе есть понятие: управление рисками. Eсли не можешь от них полностью избавиться, то берешь их под определенный контроль. Мы внесли в 475-е постановление определенные послабления, которые позволили отбирать, что называется, неидеальных исполнителей. Но — привлечь больше компаний.
А в октябре 2016 года было принято 615-е постановление правительства РФ, в котором критерии оказались еще либеральнее. Например, региональный документ требовал, чтобы прошло не менее пяти лет с момента регистрации подрядной организации. В федеральном постановлении этой нормы нет. В то же время сохранены требования к квалификации предприятия, его опыту и деловой репутации. В частности, претендент на право производить капитальный ремонт жилых домов должен иметь допуск саморегулируемой организации именно по тому виду работ, на который компания подала заявку.
В целом критерии понятны и логичны. У участника конкурса не должно быть долгов по налогам и сборам, не должно быть расторгнутых по решению суда контрактов. Eстественно, в отношении подрядчика не должно вестись процедуры ликвидации, а руководители на момент участия в тендере не должны быть лишены права заниматься профильной деятельностью. В процессе аукциона исключается конфликт интересов, то есть руководство предприятия не должно иметь родственных связей с должностными лицами, участвующими в отборе подрядчиков. В конкурсе не смогут участвовать организации, занесенные в реестр недобросовестных поставщиков услуг, который составляет ФАС. Портфолио предприятия должно включать выполнение подрядных контрактов за последние три года.
Эти требования выполнить значительно проще, чем нормативы 475-го постановления, даже с учетом его последующих корректировок. Так что сегодня все двери открыты.
— Как же производится отбор подрядчиков?
— Отбор поделен на два этапа. На первом проводится предварительная квалификация по перечисленным мной требованиям. Департамент ЖКХ Тюменской области составляет реестр отобранных предприятий. И затем, когда лоты по капремонту размещаются на торгах, направляются приглашения предприятиям. И они уже сами выбирают, в каком аукционе участвовать. Далее идет привычный торг на понижение стоимости работ.
По всей области отобрано 30 подрядчиков. Десяток из них могут работать в Тюмени. Этого недостаточно. Но отбор ведется в непрерывном режиме. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто чувствует в себе силы и возможности работать в этой сфере и соответствует перечисленным выше критериям.
Объем работ очень большой, и те, кто только собирается войти в пул, без сомнения будут обеспечены подрядами. Напомню, что до конца 2018 года в Тюмени запланировано произвести капремонт в 454-х многоквартирных домах. Это стоит почти 1,9 миллиарда рублей. Из них к сегодняшнему дню аукционы проведены лишь на полмиллиарда рублей. Остальное будем «торговать» в этом году. Самое время для предприятий малого и среднего бизнеса включиться в этот процесс. Подвожу итог: порядок отбора больше не является пугалом для подрядчиков, бояться не надо.
— Почему же малые предприятия по-прежнему неохотно берутся за эти работы?
— Здесь несколько факторов. Первый — стоимость работ. Мы составляем сметную документацию таким образом, чтобы прибыль исполнителя не превышала 10-15%. Все-таки это деньги граждан. Eсли сравнить с другими видами строительных работ, которые есть на рынке, то это, наверное, не самое выгодное предложение для подрядчика. Цифры ограничены предельной стоимостью капитального ремонта, установленной в Жилищном кодексе, а также размерами взносов, которые платят собственники жилья, и объемом бюджетной поддержки.
Второй момент: капремонт — тяжелый заработок. В чем-то даже сложнее строительства дома. Там застройщик заходит на пустую площадку, огораживает ее и начинает работать. А капремонт ведется в доме, где в это время живут люди. Они хотят, чтобы во время работ их безопасности и комфорту ничто не угрожало. Чтобы в подъездах не было мусора, при ремонте кровли никого не затопило после дождя. А в некоторых квартирах, к примеру, чтобы произвести замену стояка, надо снять кухонный гарнитур. Eстественно, собственник хочет, чтобы потом рабочие все вернули на место.
В конце концов, есть такая проблема как доступ в квартиру. Дома никого нет, подрядчику приходится искать собственника, договариваться. Часто бывает так, что один жилец готов пустить рабочих сегодня, другой — только через месяц. Это объясняет, почему подрядчики охотнее берутся за те работы, которые не подразумевают проникновения в квартиры. Например, ремонт кровли, фасада и так далее.
Но ведь невозможность попасть в квартиру — это не проблема подрядчика. Поэтому мы взяли этот вопрос на себя. Муниципальной службе технического контроля поручено организовать общение с собственниками, составить график доступа в квартиру, чтобы подрядчик без лишних хлопот пришел в указанное время и сделал свою работу.
Третья сложность для подрядчика — работа без предоплаты. То есть предприятие должно за свой счет купить материалы, произвести ремонт, а деньги оно получит после приемки. Предприниматель еще подумает, прежде чем идти на такие условия.
Поэтому мы просто обязаны найти разумный баланс. Чтобы, с одной стороны, не допускать «переплаты» подрядчикам за счет средств граждан, с другой, сделать капитальный ремонт экономически привлекательным для бизнеса, в том числе малого. Я считаю, мы уже многого добились. И продолжаем настраивать систему, чтобы соблюсти баланс интересов всех участников капремонта.
Наша общая задача с жильцами и подрядчиками проста: обеспечить качественный ремонт за разумные деньги, чтобы результат удовлетворил собственников.
***
фото: Капремонт — дело трудное ;Павел Перевалов.