Метла как цирковая лошадь
Новый спектакль режиссера Сергея Кузина показывает, что происходит за кулисами театра кукол. Оказывается, в жизни актеров волшебства не меньше, чем на сцене.
Чтобы показать закулисье, Кузин в своей новой работе решил поиграть с формой, предложенной народным артистом СССР Сергеем Образцовым в его «Необыкновенном концерте». Он, конечно, давно видел телевизионную версию спектакля Образцова, но именно теперь созрел для того, чтобы показать свои ассоциации на вдохновивший его концерт пародий.
Получилось занимательно! Актеры нашего театра кукол в спектакле Кузина, как и их столичные коллеги, показывают пародии на танцы, хоровое пение, цыганские романсы, сказку. Наши артисты могут оживить все на свете! Похожие на слоников, садовые лейки у них пляшут и поют самые разные песни. Что уж говорить про метлу? Она для кукольников — прекрасный инвентарь: может волшебным транспортом для ведьм послужить, а может и цирковой лошадью притвориться.
Сергей Кузин показывает: таланту кукловода нет предела. Искусством анимации наши артисты владеют на высоком уровне. Им для волшебства ничего особенного не надо: в черном кабинете, в черных костюмах они легко создают новый, сказочный мир.
Первый номер — выступление пианиста. Конечно же, особенного. У него сломан палец. Какое-то время пианист играет, а потом как взвоет! Детки смеются. Нет уж, пусть за этого зеленолицего старика с бакенбардами, созданного бутафорами по эскизу художника Светланы Бажко, играет кто-то другой. Так и быть. Из-за ширмы выпрыгивают руки. Сами по себе, без остального тела. Бегают по клавишам, как мышки. Точно! Похоже на игру в кошки-мышки. Старый пианист хочет догнать ладошки, потому что он-то точно играет лучше их. «Не так, не так надо», — сокрушается он и снова принимается играть, несмотря на боль. Удивительный пианист.
А еще в концерте участвует необыкновенный джинн. Вместо того чтобы исполнить три желания своего владельца, он обещает его уничтожить. Потому что первые несколько сотен лет мечтал обогатить спасителя, но время шло — и восточный волшебник решил, что убьет того, кто его освободит. Правда, актеру Александру Бердникову удается обмануть джинна и избежать печальной участи. Так что будьте осторожны со своими желаниями, джинны могут оказаться кусачими.
Не только они, кстати! В театре кукол даже с обыкновенным канатом надо быть настороже: он легко может превратиться в змею и напасть. Но актеры знают, как утихомирить взбесившийся канат, достаточно сыграть для него мелодию.
Но кто же они сами — актеры, что в черном кабинете разыгрывают для нас волшебство? К удовольствию зрителей, режиссер позволил им выйти за пределы сценического образа и на какое-то время стать самими собой: артисты снимают маски, оставляют рабочий инвентарь и кукол и просто выходят на сцену, чтобы рассказать, почему они пришли в театр и что в этом месте такого необыкновенного.
Вадим Eременко, например, говорит, что в театр он «попал». Eсть в этом слове что-то фатальное, верно? Попал, как пропал: и случайность, и неизбежность. Вадим говорит, что из театра ему уже не уйти: волшебство затягивает, и заставить себя распрощаться с ним он не сумеет. Как и другие артисты! Это все их слова, они сами решали, что сказать зрителям. И сказали, кстати, самое лучшее.
Ну, разве концерт необыкновенный? По-моему, для театра кукол — вполне обычный. Нам никогда не надоест смотреть, как неодушевленные предметы обретают характер и настроение. А актерам не надоест играть для нас. Вот и все волшебство!
***
фото: Пианист приглашает на концерт ;Взбесившийся канат напал на Алексея Усова.