X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Метание Синьцзяна на Хунань

Продолжение, начало в NN 25-26.

Рейс наш до Пекина, посадка в Хами промежуточная. Боинг 737700 авиакомпании Эйр Чайна. И полным-полно тошнотных пакетиков. В смысле в каждом кресле по пакетику. С логотипом. Роскошь, говорит Рита.

Надо пояснить: мы коллекционируем такие пакетики. Как правило, авиакомпании наносят на них свои логотипы. Что превращает их в сувенир. Ведь с развитием воздухоплавания и появлением современных летательных аппаратов использование непромокаемых пакетиков по назначению практически прекратилось, пассажиров, как правило, почти не тошнит на взлете и посадке. Так что в авиакомпаниях не следят так строго за наличием пакетиков в карманах кресел. А многие из экономии вообще печатают пакетики без логотипа.

Поэтому — роскошь. Авиакомпании Эйр Чайна — респект.

Нам не надо в Пекин, мы летим в Хами. В Хами на выходе с трапа стоит девушка в синем тулупчике до пят (такие тулупчики тут все госслужащие носят), выкрикивает что-то. Я уже решила для себя, что надо делать вид, что все понимаешь, поэтому кивнула девушке и двинулась вправо. А муж догадался, что девушка отделяет транзитников из общего потока пассажиров, поэтому он сказал «Хами» и получил указание идти влево.

Аэропорт Хами вообще малюсенький. Искусственные цветы в кадках на привокзальной площади. Небо голубое.

Нам в Хами ничего не надо. Мы заехали сюда переночевать. Для нас это просто город на краю пустыни Гоби. В Хами есть какие-то интересные археологические раскопки (в частности, найден некрополь Железного века, 150 могил), но мы решили, что по сравнению с таримскими мумиями это не так интересно. Богатую коллекцию прекрасно сохранившихся мумий мы уже посмотрели в краеведческом музее Урумчи. Их называют таримскими по названию реки Тарим, которая течет через пустыню Такла-Макан. История такая: в 1977 году при прокладке газопровода в пустыне были обнаружены человеческие захоронения. Среди костей и черепов найдены и мумии. Причем в гораздо лучшем состоянии, чем египетские. Тела не были набальзамированы, а просто погребены и мумифицировались случайно, благодаря особенностям местной почвы. Тела людей, умерших зимой, замерзали и засыхали до того, как начинали разлагаться. Помещали их в гробы без днища, и свободная циркуляция воздуха способствовала полному высушиванию останков. Тела, преданные земле в жаркое время года, превращались в скелеты.

Возраст мумий — от 3000 до 4000 лет. По всем признакам эти древние люди принадлежали к европеоидной расе, что доказывают и отлично сохранившиеся фрагменты одежды, и анализ ДНК. Некоторые мумии носят генетические признаки смешанного типа — и европейского, и сибирского.

В 1980 году была найдена «лоуланьская красавица» — мумия русоволосой молодой женщины высокого роста. Eе возраст примерно 3800 лет. Подле нее лежала сумка, а в ней семена пшеницы. В Китае той поры знали только рис, а не пшеницу.

Музейная диорама изображает зеленые пастбища и полноводные реки, на берегах которых высокие светловолосые люди пасут тучные стада овец. Откуда пришли эти люди? Ученые предприняли несколько экспедиций в пустыню, чтобы попытаться приблизиться к разгадке. Так в 2003 году в районе древнего города Лоулань была обнаружена еще одна потрясающая женская мумия. Она лежала в гробу, напоминавшем по форме лодку, завернутая в шерстяное одеяло, в войлочной шапке и кожаных туфлях. Рядом с телом находились выкрашенная в красный цвет маска, браслет с нефритовым камнем, кожаная сумка, шерстяная набедренная повязка. Eще одну порцию мумий нашли в районе древнего города Черчень. Рядом с местом захоронения высокого мужчины лет пятидесяти с нехарактерным для азиатов крупным носом археологи обнаружили могилу завернутого в одеялко трехмесячного младенца, лежащего на войлочной подстилке и подушке из белой овечьей шерсти. При нем бутылочка из коровьего рога с соской из овечьего вымени, на глаза положены синие камни.

Исследователи говорят уже не об одном племени, а о нескольких народах, некогда населявших эту территорию. И это не китайцы. И не уйгуры.

Такла-Макан, возможно, таит еще немало сюрпризов. Здешние пески подвижны и регулярно обнажают то чьи-то кости, то остовы древних построек, так что ученые и искатели сокровищ всех мастей повадились приезжать сюда с экспедициями, пока государство во избежание разбазаривания не прикрыло эту лавочку (я читала, что сейчас экспедиции организуются по специальному разрешению специального комитета, а за иностранными учеными тщательно следят приставленные к ним сотрудники госбезопасности).

Хами город довольно современный, бодрый, как мне показалось. Здесь есть промышленность (в частности, металлургия и добыча руды) и сельское хозяйство. Здесь выращивают какой-то особенный сорт дынь, которым гордятся. Но мы дыни не пробовали: не сезон. Зато наконец попробовали уличную еду. Вечером, погуляв по центру, купили уйгурские треугольные пирожки с мясом и зеленью. Местные мальчишки, которые стояли в очереди за нами, пялились на нас со страшной силой. Можно подумать, мы пирожки с пиявками покупаем.

Наутро у нас было время до отхода поезда, и мы пошли на рынок, расположенный через дорогу от гостиницы. И с удовольствием погуляли там среди куч красного перца в стручках, живописных барханов пряностей, гор фруктов и сухофруктов, живой рыбы и прочей колбасы. Народ к фотографированию отнесся сдержанно, но без обид. Ну и я, если вижу, что человек отворачивается, лучше отойду. А вот симпатичная тетенька, жарившая лепешки, и отворачиваться не стала, хоть и было заметно, что она немного смущена. Уличная еда, а такое аппетитное все у нее. Розовый фарш, свежие овощи, зелень.

Из Хами мы едем поездом в Люянь. Хотя нам надо в Дуньхуан. По какой-то таинственной причине в Дуньхуан поезд не идет. Хотя там совершенно точно есть вокзал, а у нас уже куплены билеты на поезд из Дуньхуана дальше. Отчего-то железнодорожная ветка из Урумчи идет мимо Дунь-хуана, и ближайшей к этому городу станцией является Люянь. Поезд D2704 сообщением Урумчи-Ланьчжоу очень модный. Ну или вагон у нас очень модный: мы взяли билет в первый класс. Места только сидячие, зато очень комфортабельные, расстояние между креслами огромные, но в тамбуре все равно присутствует непременный титан с кипятком. И народ ходит заваривает себе лапшу, чай.

Сойдя с поезда на станции Люянь, мы прошли через здание вокзала на улицу и. оказались в чистом поле. Снег красиво искрится на солнце, а больше ничего нет. Кроме группы зазывал, которые уже орут дурными голосами: «Бас, бас, бас!» и «такси, такси!» И действительно, впереди мы видим несколько микроавтобусов. Пассажиры с нашего поезда тут же побежали к маршруткам и набились в них под завязку. Мы, например, оказались притиснутыми к задней двери. А кое-кто сидел даже на откидном стульчике. И так два часа до самого Дуньхуана.

Продолжение следует.

***
фото: Железная дорога через пустыню;Уйгурские лепешки пекут прямо на улице;Портрет лоуланьской красавицы;Мумии в музее Урумчи;Мешки с красным перцем на рынке в Хами.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта