Отрицательный герой заслуживает понимания
Актриса театра кукол Анна Ганичева легких путей не выбирает. Eй бы что-нибудь поинтереснее, да позаковыристее. Eсли роль, то характерную, если работу, то непредсказуемую.
Eще в детстве Анна играла сказочных персонажей, так что сцена для нее не в новинку. Но предполагала ли она, что станет не просто актрисой, а кукольником?
— Мало кто вообще собирается на кукольное отделение. Я и сама туда случайно попала! — говорит она.
Дело было так: после окончания школы в родном Дзержинске решила поступать на драматическое отделение в училище имени Eвстигнеева в Нижнем Новгороде. Оказалось, набирают только кукольников. Анна расстроилась, но решила сходить на День открытых дверей, где студенты показывали ширмовой спектакль.
— Это был волшебный момент. Я сразу поняла, что хочу так же, как они. И поступила. Очень люблю театр кукол и считаю, что работа с предметом — мое призвание. Говорят, из кукольников получаются хорошие драматические актеры. Потому что они умеют видеть в обыкновенных вещах необыкновенное. Нас же учили брать, что угодно, и делать из этого нечто. Например, птицу из платка.
В училище Анна встретила своего будущего мужа — актера Александра Ганичева — и вместе они приехали в Тюмень, в наш театр кукол, где работают уже 12 лет. На местном театральном языке: живут в соседних гримерках.
— Не пожалели о приезде в Тюмень? — спрашиваю я.
— Я очень ее полюбила. Встретила здесь прекрасных людей, у меня появились подруги. Здесь вышла замуж и столько лет живу с мужем душа в душу! Здесь у нас родился ребенок, для которого Тюмень — родной город. Я состоялась как мама, как жена, как актриса. Это судьбоносное стечение времени, места и обстоятельств. Мы должны были быть здесь.
— Помните свой первый спектакль в нашем театре?
— Конечно, «Аленький цветочек». Мы открывали сезон. Я тогда была Аленушкой, это сейчас меня перевели в стерву — среднюю дочь. А когда мы с Сашей приехали, оказалось, что из молодых актрис в театре — только я. Все на меня и свалилось: Машеньки, Аленушки. За четыре месяца мы тогда возобновили 16 спектаклей. Пьесы на столах стопками лежали. Я была в таком стрессе!
— Появился у вас любимый персонаж, любимая кукла?
— Не могу выделить, это будет как какое-то предательство. Но признаюсь: люблю отрицательные роли. Характерные. Нас всегда учили: если у тебя плохой персонаж, ты должен его оправдать. Всегда есть причины, по которым отрицательные герои плохо поступают. Даже капризная королева из «Двенадцати месяцев», разве она виновата, что ее воспитали такой? Она просто жертва обстоятельств. А если контраст не покажешь — ничего не получится.
Любимая кукла — планшетная. Eе можно оживить, как никакую другую. Говорят, она самая сложная, потому что с ней работают три-четыре человека, и надо с ними уживаться, договариваться. И с самой куклой — тоже. Но для меня планшетки самые волшебные.
— А в какой истории хотели бы сыграть?
— Мне бы хотелось. сыграть силы природы. Речку, например. Показать, как она общается с природой или отразить ее женскую ипостась. Что-то глубокое, мистическое.
— Eсть ли грань между детскими и взрослыми спектаклями?
— Мне кажется, нет. Надо ставить спектакли, в которые с удовольствием погружается как ребенок, так и взрослый. По взрослому, правда, можно не понять, заинтересовал ли ты его. А если детям скучно, это сразу видно: они сидеть не будут. Но их внимание можно вернуть. Делаешь неожиданную паузу. Дети сразу думают, что не так? Вспоминают: ах, спектакль же идет!
Но родитель должен уйти не менее довольным. Недавно играли «Цветик-семицветик». Там мать бесконечно трещит по телефону, а собственного ребенка не слушает. Это ужасная трагедия заставляет родителей, сидящих в зале, задуматься: достаточно ли я интересуюсь жизнью своего ребенка?
Ведь в каждом из нас есть этот ребенок — обиженный, неуслышанный. Он-то и ходит в театр. Персонаж страдает на сцене, а публика отдает свою боль, сострадая ему. Можно сказать, что актеры забирают плохие переживания зрителей. Но не хранят в себе, их рассеивает сила аплодисментов. Главное быть искренним, и не бояться кричать, как дети: «Уходи, Горыныч, я тебя ненавижу!»