Высаживая городские джунгли
Кум Тыква из сказки про Чиполлино мечтал о том, что у него когда-нибудь будет свой домик, и каждый год покупал по нескольку кирпичей. Как мы помним, домик в итоге вышел совсем крошечным.
Проблемы Тыквы нам по сей день близки и понятны — после революции семнадцатого года, когда сельская молодежь подалась работать на заводы, начался бурный рост городов, и с тех пор власти решают жилищный вопрос.
Десятилетиями в городах нашей страны спешно возводились целые кварталы одинаковых жилых домов — бараков, хрущевок, брежневок. Да и современные районы в плане внешности отстоят от советского наследия не так далеко, как хотелось бы: конечно, застройщики стараются сделать свои здания не такими серыми — раскрашивают веселенькими красками. Но хрущевская «борьба с архитектурными излишествами» никуда не делась; разве что теперь из нее исключили всякую идеологию, сосредоточившись на извлечении максимальной прибыли. А ведь эти скучные, штампованные под копирку районы формируют облик наших городов.
Например, Тюмень, как и всякий город, насчитывающий несколько сотен лет, соединяет в себе здания разных стилей, характерных для того или иного исторического периода — они расходятся из центра к окраинам, как круги по воде.
— Промышленные зоны при застройке всегда стремились отнести дальше от жилых домов, — объясняет Александр Клименко, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Индустриального университета. — Но город рос, и то, что было окраиной, становилось центром; строились новые дома и предприятия. Вот и вышла чересполосица жилых зон с промышленными. Причем в каждой мы видим признаки того времени, когда здания возводились. Например, в границах улицы Первомайской — дореволюционная застройка. До улицы Орджоникидзе — сталинские двух-трехэтажки, после Орджоникидзе начинается период бурного советского строительства, связанного с разведкой и добычей нефти: жилые дома на улицах Республики, Мельникайте и Одесской возводили в период 60-х и 70-х годов. От ДНК «Строитель» и дальше — «новые» микрорайоны 80-х и 90-х. И сегодня строятся крупные районы — те же Восточный, Eвропейский, Ямальский. Да, чересполосица неизбежна. Другое дело, насколько бережно каждое последующее поколение строителей относится к тому, что было сделано до них. Но это вопрос профессионализма и, если хотите, цивилизованности общества в каждый конкретный период времени.
. Гости нашего города нередко отмечают, что на тюменских улицах им бросилось в глаза соседство зданий разных исторических периодов. Но, по словам Александра Клименко, смешение стилей в городском ландшафте — вещь обыденная. Просто где-то прикладывают усилия, чтобы сделать его гармоничным, а где-то — нет.
— Посмотрите, например, на некоторые кремли и монастыри, — призывает Клименко. — Они долго строились и достраивались, зачастую здания одного комплекса выполнены в разных стилях, но при этом представляют собой единое целое. Того же можно добиться и в городе. Конечно, создание гармоничного ансамбля в масштабах Тюмени — это идеал. Но к нему можно и нужно стремиться. В нашем городе есть примеры и достаточно тактично вписанных зданий. И весьма дисгармоничные сооружения. Я не считаю, что вправе судить кого-то, но. Как пример можно взять драматический театр. Это дурная подделка под классицизм начала XVIII, созданная в веке XXI.
Кстати, не только специалисты в лице Александра Ивановича заметили, что здание театра не вписывается в общий пейзаж.
— Конечно, нельзя исключать диктат заказчика, — подчеркивает Клименко. — Говорим, что центр города надо застраивать очень тактично, не забывая об историческом наследии, но проектируем-то с учетом интересов строительных компаний. А бизнес есть бизнес — застройщики стремятся из каждого квадратного метра выжать максимум: построить дешевле, продать дороже.
Впрочем, по мнению заведующего кафедрой, это касается не только центральных улиц.
— Новые районы с типовыми многоэтажками, неотличимыми друг от друга — это следствие того, что заказать один проект и строить по нему дешевле, чем каждый раз тратиться на новый, — считает Александр Иванович. — Но городская архитектурная среда — это же не просто дома, дороги и коммуникации. Город во многом формирует горожан. Психологи давно выяснили, что в огромных безликих районах дети вырастают без представления о собственности, без чувства ответственности за что-то свое. Им ничего не стоит испортить кнопки в лифте, разбить стекло, бросить мусор — в своем собственном подъезде.
Попробуйте сравнить двор, куда ходят гулять дети из высоток, со, скажем, одним из двориков на улице Мира, где еще остались сталинки 50-х годов. Обратите внимание, сколько там зелени. А раньше где-то и скульптуры стояли, и фонтанчики. Это совсем другая атмосфера! В небольшом двух-трехэтажном доме люди знают своих соседей, дружат с ними и не боятся оставлять детей играть в песочнице под приглядом сидящих на скамейке старушек. Именно такие дворики люди готовы и прибрать, и облагородь своими силами, насколько это возможно. И видя, как бабушка высаживает возле подъезда цветы, дети учатся ответственности. Они не станут ничего ломать. И когда вырастут, не будут бросать бумажки мимо урн и вывозить мусор с дачи в ближайший лесок.
Так, поколение за поколением, и формируется настоящее гражданское сознание. Несложно написать на транспаранте «Тюмень — лучший город Земли», но если им завешивают не ремонтированный фасад здания дореволюционной постройки, чему это учит горожан?.. Конечно, не все так плохо. Тюмень во многих отношениях выгодно отличается от других городов России. Даже настрой наших земляков позитивней настроя жителей, скажем, Твери, Рязани или Воронежа. Потому что качество нашей городской среды выше — оно в мелочах: чисты улицы или покрыты грязью, много ли мерцающей рекламы. Да и достаток у наших людей другой. Отсюда и настрой — даже в пробках тюменцы ведут себя спокойней, реже ругаются или сигналят. А к тому, чтобы создавать гармоничные районы, мы еще обязательно придем. Нужно только любить свой город. И властям. И архитекторам. И жителям.
***
фото: