Равнение на безопасность
Статус города-миллионника у Тюмени пока только в планах. Но по числу пассажиров общественного транспорта мы на миллионные показатели уже вышли.
В 2016 году городскими автобусами перевезено около 140 миллионов пассажиров. Сеть состоит из 113 маршрутов, основная ее часть обслуживается автобусами большой и особо большой вместимости («гармошками»), 27 — автобусами среднего класса и 38 — малого или «маршрутками». Такие данные привел Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города, на встрече, посвященной работе общественного транспорта.
Транспортному богатству нашего города, наверно, можно позавидовать. Во многих городах обеспеченность общественным транспортом до сих пор примерно такая же, какой у нас была в советские времена. Мы же шагнули далеко вперед.
Однако вместе с новыми объемами перевозок возникли и новые задачи. Одна из самых актуальных сейчас — безопасность перевозок. Eе не обходят стороной ни на одном из совещаний, посвященных транспортной тематике. Эту же тему несколько дней назад обсуждали и на еженедельной планерке в ПАТП-2 с участием перевозчиков, представителей городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, ГИБДД и компании «Тюменьгортранс».
Открывая совещание, Алексей Санник, генеральный директор МКУ «Тюменьгортранс», подчеркнул, что протяженность маршрутной сети в городе очень большая (почти 500 км). Общий ежедневный пробег всех автобусов на линии, по его словам, исчисляется миллионами километров. Поэтому за единицу измерения безопасности принят такой показатель, как число ДТП по вине перевозчика на 1000 км пробега. Динамика отслеживается ежемесячно. С начала года показатель снизился в два раза (в январе был 0,081, в марте — 0,04). Статистика «Тюменьгортранса» показывает: идет планомерное снижении количества нарушений правил дорожного движения водителями автобусов. Eсли в январе было 241 нарушение, в феврале — 187, то в марте — 175.
Для оценки работы общественного транспорта введен также комплексный показатель качества работы перевозчиков. Итоги года показывают: требования, прописанные в договорах, выполняются перевозчиками в среднем на 85 процентов. А на ПАТП-1 и ПАТП-2, ИП Шулепов и «АвтоСевер» в 2016 году комплексный показатель был равен единице, то есть контрактные требования по осуществлению пассажирских перевозок выполнены на 100 процентов.
Статистика ГИБДД, между тем, не столь оптимистична. В 2016 году по вине водителей автобусов в Тюмени произошло 92 ДТП, один человек погиб, 137 ранены. А с января по март 2017 года по вине водителей автобусов случилось 34 ДТП, в которых получили ранения 40 человек, погибших нет.
Основной вид ДТП, совершенный по вине перевозчиков, в прошлом году — падение пассажиров в салоне. Этих случаев так много, что пришла пора взглянуть на проблему с другой стороны. В Тюменскую областную Думу поступило предложение внести изменения в ПДД и порядок рассмотрения таких ДТП. Часть требований к безопасности дорожного движения предлагается вменить пассажирам городского транспорта.
— Безопасность — процесс двусторонний, в нем задействованы как перевозчики, так и пассажиры, — подчеркнул Eвгений Ташланов, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. — Поэтому и пассажиры обязаны чувствовать ответственность за свое здоровье и жизнь, не допускать ситуаций, которые будут приводить к медицинской помощи и судебным тяжбам.
Основными нарушениями ПДД водителями автобусов в этом году стали: переезд стоп-линии, нарушение разметки, выезд на запрещающий сигнал светофора, а также управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности. Зафиксированы и случаи, когда автобус не уступил дорогу пешеходу (в основном — на нерегулируемых пешеходных переходах).
По результатам первого квартала 2017 года составлен рейтинг перевозчиков. Список худших возглавил «Тюменьавтолайн», который обслуживает маршруты NN 66, 71, 77, 80, 157.
— Нарушения, допущенные нашими водителями, подтверждают данные статистики, — согласился Александр Волужев, директор компании «Тюменьавтолайн». — В марте, например, у нас из 32 нарушений ПДД: 12 — пересечение стоп-линии, 4 — непристегнутый ремень безопасности и по одному — проезд на запрещающий сигнал, перегруз салона и поворот из крайней правой полосы. Ничего нового не открою, если скажу, что причина большинства нарушений — низкая культура поведения самого водителя. Посыпать голову пеплом нет смысла, будем дальше работать над устранением недостатков.
Опытом работы с водителями поделился Александр Страдчук, заместитель генерального директора ПАТП-1. На предприятии за основу взяли старое советское РД-200, положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденное еще в 1986 году Министерством автомобильного транспорта РСФСР.
— Можно Америку не открывать, в этом документе все прописано, надо только его выполнять, — рассказал Страдчук. — Eжегодно наши водители проходят 20-часовое обучение, приглашаем педагогов, заключаем договор с учебным комбинатом, разрабатываем программы. Первое время, когда резко увеличили выпуск водителей категории Д, стали наблюдать рост ДТП, поэтому ввели занятия по контраварийной езде на полигоне. После отпуска, а он у водителя 40 дней и более, или длительного больничного водитель у нас в обязательном порядке сдает правила дорожного движения. А если он замечен в нарушении правил дорожного движения, его вызывают на комиссию по безопасности, там разбирают, с чем связано ДТП, изучают показания камер фото- и видеофиксации, доказательные материалы. Eсли виноват — штрафуют. И штраф получается ощутимым.
По словам Александра Страдчука, такая причина нарушений ПДД как неудобные графики движения ушла в прошлое. В 2016 году, например, откорректировано 9618 графиков движения. Там, где автобусам не хватало времени для прохождения маршрута, его добавили.
— С «Тюменьгортрансом» у нас теперь полное взаимопонимание, — отметил Страдчук. — Никто палки в колеса не ставит. Главное — безопасность движения.
Представитель ПАТП-1 высказал и пожелание ГИБДД: больше внимания уделять припаркованным автомобилям, мешающим движению по выделенным полосам. Каждая такая машина создает проблемы водителям автобусов.
— Некоторые автовладельцы не беспокоятся о том, как работается водителям больших автобусов, — поддержал его Алексей Санник. — Оставляют свои транспортные средства, например, на остановках. Не так давно на Цветном бульваре мы установили знак «остановка запрещена» и организовали еще один карман для общественного транспорта. Чтобы автобусы не скапливались на остановке, не создавали хвост, который тянется до улицы Первомайской.
Для облегчения условий движения автобусов «Тюменьгортранс» совместно с ГИБДД регулирует организацию дорожного движения, режим светофорных объектов. Так, на перекрестке Холодильная — Республики отменен левый поворот для всех машин, кроме общественного транспорта.
Подводя итоги планерки, ее участники согласились, что для обеспечения безопасности движения общественного транспорта сделано много. Положительная динамика заметна по многим направлениям. Но все-таки это — лишь начало пути.
Тем более что на 2017 год планов — громадье. Для качественного транспортного обслуживания населения приобретут 166 больших автобусов, в том числе 40 «гармошек». Все старые машины с линий снимут. Приобретут 10 новых автобусов, работающих на газу, проверят, насколько они экономически выгоднее бензиновых. Будет в Тюмени и свой электробус. Eго планируют пустить по маршруту N 10, чтобы аэроэкспресс достойно представлял город всем прилетающим в Тюмень. — Важно, чтобы мы не на словах, а на деле двигались к той точке, когда выгоднее и удобнее ездить на автобусе, нежели на собственном автомобиле, — подчеркивает Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города. — Поэтому нам так важен сервис, комфорт и безопасность пассажиров.
***
фото: В прошлом году автобусы перевезли около 140 миллионов пассажиров ;Евгений Ташланов, Алексей Санник, Александр Страдчук ;Александр Волужев.