Наклейка — дело десятое
У крупных торговых центров появились машины, предлагающие купить флажки, наклейки и другую атрибутику Дня Победы. В преддверии праздника мы спросили горожан, как они относятся к этой атрибутике? И вот, что нам ответили.
Ирина Шарова:
— Считаю, что надо выражать свою позицию делами, а не украшательством. Мы, например, поедем поздравлять ветеранов к ним домой. Живое общение более ценно.
Александр:
— Событие, которое произошло больше 70 лет назад, должно иметь сакральный характер, характер поминовения. Понимаю, что чтить надо, но бравада вроде наклеек «На Берлин», «Хочешь, повторим» — никакого отношения к памяти героев не имеет.
Кристина:— Нам нравится, мы пользуемся. И все мои знакомые — тоже, машины еще разрисовывают. Наклейки, наверное, не то что гордость, а крик души, чтоб все увидели или услышали, что человек благодарен. Я клею, чтобы показать пример детям, чтобы в привычку вошло, чтобы им нравилось, и они испытывали чувство гордости за нашу страну, за тех, кто воевал.
Виктория, сотрудник информационно-библиотечного центра ТюмГУ:
— Мне не нравятся поднадоевшие наклейки с абстрактным «Спасибо деду за победу». Лучше, наверное, написать, кому спасибо, и фото добавить. Очень коробит, когда георгиевская лента пыльная болтается на антеннах авто, на зеркалах или сумках. А вот самый положительный пример, пожалуй, подают жители на праздничном параде, когда несут в руках портреты своих героев-ветеранов. Eще мне нравятся художественно разрисованные надписи. День Победы — мой любимый праздник. Так что дома у нас тоже появляются патриотические атрибуты. Букет гвоздик ставим, украшаем георгиевскими лентами портреты воевавших дедушек и бабушек.
Александр, администратор:
— Мне нравится, когда на баннерах используют фотографии военного времени. Это дает понимание новому поколению, что День Победы — заслуженный праздник, который нельзя воспринимать исключительно как парад. Когда в городе видишь на плакатах не только звезды, гвоздики и яркий шрифт, но и черно-белые фото солдат, это помогает проникнуться, мне кажется.
Викентий Раковский, предприниматель:
— К чрезмерному использованию атрибутики отношусь негативно. Те, кто клеит наклейки на автомобили, привязывает георгиевскую ленту к антеннам, — они часто даже не знают, почему эта лента именно таких цветов. А потом ленты по всему городу валяются: праздник, и люди моментально о нем забыли. Все такие классные, вспоминают о ветеранах только 9 мая, а во все остальные дни — не помнят.
Дмитрий Сироткин, технический директор ООО «ТМК Пилот»:
— Я к этим надписям на заднем стекле машин ничего плохого не имею, но и не особо одобряю. Все зависит, как к ним сам человек относится. Eсли он зрело это думает, правда благодарен деду за победу, то — ура. А если ради того, чтобы покататься с ветерком в праздничные дни, ну не знаю… А к георгиевской ленте отношусь положительно.
Илья, студент:
— Отношение неоднозначное. Шаблонные наклейки (вроде «Спасибо деду за победу») — не нравятся. Во-первых, никакого креатива, во-вторых, про бабушек забыли — они ведь тоже воевали. Зато мне нравится смотреть, например, на машины, которые владельцы раскрашивают красками, превращая в танки и бронетранспортеры. Они на дорогах 9 мая поднимают настроение. Главное, чтобы люди, сидящие внутри, при этом вели себя прилично. Я слышал, в этом году даже профессиональные художники будут желающим машины раскрашивать.
Иван Николаев, таксист:
— А я хорошо отношусь. И сам с наклейкой «На Берлин» езжу. Нет, я знаю, что многие считают это примитивным. Ну и ладно. Хочется им мнить себя высокодуховными личностями в белом пальто — пожалуйста. А для меня наклейка — способ показать, что мне не все равно. Замечу, не единственный способ! Я, между прочим, всегда бабушке-соседке помогаю. Она ветеран. И в магазин сбегать, и по дому чего починить — никогда не отказываю. Так что не надо всех под одну гребенку.
Ирина Коновалова, врач-терапевт:
— Конечно, мы празднуем победу. Но зачем нагнетать? Почему нужно делать трагическое событие в нашей истории — войну — глянцево-киношным? Почему бы не снизить уровень пафоса и не попробовать говорить о войне и победе проще, честнее? Как это делают наши старшие родственники, которые были там и видели все своими глазами? Может, не будь этого нагнетания, люди бы заметили, как глупо смотрятся наклейки «На Берлин» на мерседесах и БМВ.
Николай Бабошин, председатель Совета ветеранов энергетики тюменских ТЭЦ:
— Вроде бы и немало мы о войне говорим, но школьники все равно знают о ней недостаточно. Что будут знать эти подростки о войне, когда вырастут? А те, кто носит георгиевские ленточки сегодня, ездит с наклейками на машине, — молодежь поколения постарше. Они как могут, так и выражают свою любовь и почтение к ветеранам. Хотят показать этим совсем еще зеленым пацанам свое отношение к героическому прошлому страны. Заронить в подрастающем поколении хотя бы маленькое зернышко патриотизма. Может, хоть так, по-современному, но оно со временем прорастет.
Алина Волкова, специалист по связям с общественностью Дворца «Пионер»:
— К таким проявлениям патриотизма отношусь скорее положительно. Eсли это делается искренне, а не в качестве дани моде, то считаю, что здорово. Мы не могли помочь нашей стране в те времена. Возможно, кто-то из нас сейчас ведет себя не всегда достойно. Это, своего рода, стремление доказать, что мы тоже чтим память и не забываем о подвиге наших предков.
Игорь Ревякин, зам. директора центра «Аванпост»:
— Любое проявление патриотизма должно нести смысл, а не просто быть изображением. То же и с наклейками на автомобилях. Пока я только одну машину в городе видел, у которой на заднем стекле приклеено фото ветерана и описание его подвига. Люди будут стоять в пробке и прочитают. Вот это — настоящее «спасибо деду за победу». Или, например, волонтеры предложили акцию «Подвезу ветерана». Это — тоже шаг, а не просто слова. Патриотизм — это не только красивые лозунги. Патриотизм — это действие. Надо просто взять и что-то сделать для ветеранов. А уж обклеивать машину наклейками или нет — дело десятое.
Опрос провели Константин Лубин, Дарья Ровбут, Оксана Чечета, Инна Горбунова, Галина Безбородова и Мария Ключникова.
***
фото: