Не дом, а шкатулка с историей
Почти два десятка предметов, найденных в процессе реставрации дома купца Жернакова, передали музейному комплексу имени Словцова нынешние владельцы купеческого дома.
В основном, это разная кухонная утварь, а из редкостей — старинная клепаная ванна.
Татьяна Савостина, генеральный директор компании «Мегаполис-Сервис», в собственности которой теперь находится дом, объясняет: отдали, потому что хотели сохранить, а где сохранится лучше, чем в музейном фонде? Сегодня же, когда реставрация вышла на финишную прямую, Татьяна Васильевна понимает, что дом Жернакова без музея Жернакова невозможен. И теперь уже сотрудникам музейного комплекса предстоит помочь Татьяне Савостиной собрать и смонтировать экспозицию, посвященную купеческой семье. Благо, помогать они готовы, так что в обозримом будущем мы, горожане, в этот музей наверняка сможем попасть.
Сама Татьяна Савостина говорит, что от памятников историко-культурного наследия еще пять лет назад была куда как далека. Интересовалась ресторанным бизнесом и о том, чтобы взять на реставрацию внушительный купеческий дом, даже не думала. Но сейчас о доме Жернакова она знает все, да и об истории его прежних жильцов — немало.
— Активная часть реставрации длится лет пять, — рассказывает Татьяна Васильевна. — Это ведь не новое строительство, которое можно за год завершить. В реставрации много технических сложностей, только согласование любого изменения в проекте с проектировщиками и государственными органами занимает уйму времени.
— Власти продвигают идею отдавать памятники в аренду и собственность предприятиям, которые готовы о них заботиться. А самим предпринимателям это интересно?
— Судя по тому, что некоторые на это решаются, — интересно. Но я могу говорить только о личном опыте. По-моему, в первую очередь надо смотреть, что берешь. То есть, какие предлагаются сроки и объем работы. Eсть ли грамотное обследованием состояния памятника. Во вторую — оценить свои реальные возможности. В третью — оценить проект реставрации, чтобы он не был сырым, чтобы его постоянно не переделывать, это занимает много времени. Только после этого можно решать, брать или нет. Eсли бы я принимала решение сейчас, имея весь свой теперешний опыт, то сделала бы так.
— В свое время что-то упустили?
— Не то чтобы упустила. Понимаете, даже проектировщики с большим опытом (а Савостина работает как раз с таким — «СибСпецСтройРеставрация» — О.Ч.) не всегда могут предсказать, как поведет себя старинное здание. В проекте написано одно, а начинаешь делать — оказывается другое. Например, у нас в первоначальном проекте значилось, что все внутренние деревянные стены мы убираем, а в процессе работы выяснилось, что делать этого нельзя. Иначе дом сложится, как картонный. И пришлось перебирать все внутренние стены, убирать гниль, выпиливать, подставлять заплатки из свежего дерева.
Вот все эти нюансы я посоветовала бы коммерсантам учитывать, иначе можно не уложиться в установленные сроки работы, договор с тобой расторгнут, и все.
— На каком этапе ремонт?
— Думаю, что к концу этого года мы завершим его на 80 процентов. Планируем закончить с фасадом и убрать заборы, открыть его для обозрения. До середины мая хотим установить все окна — деревянные и пластиковые, под дерево. Мы надеялись, что в этом году начнется благоустройство улицы Осипенко, и там проложат ливневую канализацию, которая и нам бы очень помогла. Но, судя по всему, в ближайшее время благоустройства не будет, поэтому мы сейчас озабочены гидроизоляцией дома Жернакова. Для этого пришлось снова изменить проект и в очередной раз согласовать изменения. Работники фирмы «ПКФ СтройИнвест», которые занимаются реставрацией дома под руководством своего директора Олега Манохина, по всему периметру здания трактором выроют ров и обустроят гидроизоляцию. В этом же году в дом будет заведено тепло, электричество и начнется внутренняя отделка. Тепло — это очень важно, с ним можно не останавливать работу на зиму.
— Вы к дому относитесь, только как к объекту реставрации или.
— Нет, конечно! За годы я с ним сжилась, он теперь совсем родной. Я же каждый уголок знаю, каждую балку. Помню, как выглядит большая резная арка, которая сейчас находится на реставрации. Когда с нее сняли все слои краски, оказалось, что под ними — рисунок, который резчик по дереву нанес перед тем, как приступить к работе, и по которому резал. Помню, что кованые перила балконов тоже пришлось очищать от краски, каждый завиток — вручную. Или вот изразцы двух печей, что сейчас сложены в ящики.
А еще со временем я стала интересоваться не только самим домом, но и семьей Жернаковых. Вы знали, есть легенда, будто Василий Жернаков построил этот дом в кратчайшие сроки, о каких тогда и речи не шло? Говорят, что на спор. Хотя, думаю, это просто сказка: за пару дней обложить такой дом кирпичом — это надо было всю тогдашнюю Тюмень на стройку согнать. А здесь видно, что строили хорошо, для себя, с любовью. Хотя и не все — видимо, халтурщики во все времена были.
Многое о семье и доме нам рассказала внучка Василия Жернакова Ольга Йокояма, которая приезжала в Тюмень, рассказывала, что и как в доме было: где зала, где спальни, где рояль стоял. Она этого, конечно, видеть не могла, но помнит по рассказам родственников. Так и я сама понемногу полюбила этот дом.
— А что потом, когда реставрация завершится?
— Сначала хотела открыть здесь ресторан, я знаю этот бизнес. Но сейчас время такое. кризис в первую очередь бьет по общепиту: когда у людей денег мало, они лучше поедят дома, чем пойдут в ресторан. Да и не очень мне теперь интересно заниматься этим видом бизнеса. Так что, пока не решила. Но музей Жернаковых будет точно, отведем для него место. Мне даже иногда снится, как все тут будет выглядеть. Можно сказать, я мысленно уже мебель расставила.
***
фото: Та часть фасада, что обращена на улицу Осипенко, выглядит, как при купце Жернакове ;До того как поставить окна, необходимо отшлифовать старинные откосы.