Славянские мифы по-тюменски
Легендарная группа «Нева» в рок клубе «Байконур» в минувшую субботу представила публике долгожданный новый альбом «Туесок славянских мифов».
Как рассказал фронтмен группы Алексей Шляков, песни для «Туеска…» записаны в студии еще около двух лет назад. Выход альбома на физическом носителе планировали осуществить минувшей осенью. Не вышло.
— Самое сложное — это бюрократические процессы: издание и оформление, — объясняет Шляков. — Они-то и задержали выпуск. Мало кто сейчас издает компакт-диски. А те, кто этим занимается, — связаны по рукам и ногам соблюдением авторских прав: они вынуждены требовать с музыкантов невыносимое количество подписей, паспортных данных, подтверждений, что каждая конкретная песня была написана именно нами, не кем-то другим, что никто не будет претендовать на нее.
Но лучше поздно, чем никогда. «Туесок…», наконец, увидел свет. Тираж альбома 500 экземпляров. Для «Невы» это не предел («Синдром Мармеладова» вышел на семи с половиной сотнях носителей), но и не мало — предыдущий диск «Наследие номада» был издан в меньшем количестве. Впрочем, те, кому не хватит «компашек», могут дождаться публикации песен в Интернете.
— Александр Гловацкий, финансирующий наши проекты, любит говорить, что спонсирует нас, чтобы наша музыка стала достоянием общественности. Он сам обычно и выкладывает новые песни в сеть, — говорит Алексей Шляков.
В итоге на диск вошло 12 песен. Из них две с альбома «Синдром Мармеладова», но перезаписанные в электрическом звучании. Как пояснил Шляков, одна попала на новую пластинку потому, что посвящена хорошему другу группы, фактически спонсору Александру Гловацкому. Другая песня «Осень», по его же словам, «просто очень красивая». Eще четыре композиции есть в акустическом варианте в альбоме «Наследие номада» и тоже перезаписаны для «Туеска…» в электричестве — исконно русская мифология на новый лад вообще вышла динамичной и насыщенной гитарным соло. Все остальные треки на пластинке написаны на протяжении последних пятнадцати лет, но по разным причинам не попали на носители прежде.
— Исходя из того, что современный мир предлагает нам суровые, непредсказуемые будни, мы попытались разукрасить этот мир и обратить слушателей к единому мифу, который устойчив, красочен и дает нам путь к абсолюту, — говорит Шляков о «Туеске…»
Такое объяснение может показаться сложным и даже непонятным, но только до тех пор, пока не услышишь записанные на диске песни. Гостям рок клуба «Байконур» повезло услышать их в живом исполнении. Причем, на сцене собрался не только основной состав «Невы» (Алексей Шляков, гитаристы Александр и Eвгений Гармановы, барабанщик Александр Минин), но и домристка Ирина Лохманова, обычно выступающая с фронтменом на акустических концертах, без группы. Вопреки опасениям, жесткое звучание электрогитар вовсе не забило домру — инструмент было хорошо слышно, его нежный голос органично вплетался в общую музыкальную канву, придавая тот самый славянский сказочный колорит, которого и добивался Шляков.
Концерт начался с видеообращения группы, транслировавшегося на большом экране позади сцены. Музыканты рассказали, как долго шли к новой пластинке, сколько вложили сил. А также объяснили, что программа выступления будет состоять из трех частей: не вошедшее на диск, вошедшее и старые песни — почти концерт по заявкам.
Алексей Шляков весь вечер пребывал, похоже, в хорошем настроении: он заигрывал со зрителями, шутил и рассказывал анекдоты из жизни, даже взялся отдельно декламировать тексты песен, слова которых слушателям трудно было разобрать из-за злого панковского звучания музыки. Хотя все это не помешало ему разок-другой под настроение продемонстрировать публике оттопыренный средний палец… Что, впрочем, было воспринято как дружеская шутка. Ведь на концерт и вправду пришло много друзей группы и просто верных фанатов, слушающих «Неву» те самые полтора десятка лет. Молодежь, впрочем, на концерте тоже присутствовала. Некоторые юноши и девушки по возрасту явно годились Алексею Шлякову в студенты. Да, возможно, и были ими — наверняка многие учащиеся Индустриального университета знают, чем их преподаватель философии занимается в свободное от основной работы время.
Некоторые песни с «Туеска…» зрители опознавали по первым аккордам и охотно подпевали, к другим внимательно прислушивались. Но настоящее веселье началось, конечно, в тот момент, когда Шляков стянул с длинных волос резинку и взмахнул головой, тем самым, как всегда, обозначая начало «ностальгической» части выступления. «Но покинет города вся талая вода», — на максимальной громкости скандировал зал. Песня «Весна» давно стала хитом, как и многие другие, исполненные музыкантами под занавес.
Алексей Шляков разошелся вовсю: словно театральный актер изображал то скомороха, то юродивого, то попросту пьяненького. Все эти образы полностью согласовывались с текстами песен, помогая им еще больше раскрыться, заиграть новыми красками.
Два часа пролетели незаметно. Зрители бы еще кричали, пели и скакали перед сценой, но музыканты устали. Их труд непрост. А фанатам было предложено купить альбом, чтобы иметь возможность продолжить дома.
***
фото: Ирина Лохманова ;Алексей Шляков.