X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Зачем нам «Ключ» в овраге?

В Городищенском логу 11 июня прошел фестиваль «Ключ», собравший пять сотен очень разных гостей. На одной площадке нашли свою публику татарский фольклорный ансамбль, психоделическая рок-группа, рэперы и хиппи, краеведы и поэты.

Третий «Ключ» получился уже настоящим городским праздником. У организаторов накопился опыт подготовки площадки и программы, к тому же у фестиваля сложилась своя аудитория. Продолжался он не с утра до вечера, а всего пять часов. За счет этого программа воспринималась как более насыщенная и разнообразная.

Нынешний «Ключ» выглядит совсем как настоящий «взрослый» фестиваль: красиво оформленная сцена, профессиональный звук, грамотный ведущий, шатры на случай дождя, кафе. Тем большее впечатление производит тот факт, что все было устроено силами волонтеров.

При том, что организация фес-та стала заметно крепче, на нем осталось место импровизации. Так, на поляне появилась сплоченная группа людей почтенного возраста. Публика исподтишка изучала нарядных дам и кавалеров в бабочках. Вскоре выяснилось, что на «Ключе» захотели выступить члены клуба исторического танца. Их танцы публика восприняла весьма доброжелательно, ведь программа была настолько пестрой, что в нее вписывались любые участники. В режиме экспромта в программу вошел и номер струнно-смычкового дуэта латинской и испанской музыки. Кстати, выступление не прошло для музыкантов даром — их тут же заметили и решили пригласить к себе представители кафе «Pramen», обеспечившие фесту горячие напитки и пирожки.

Живые инструменты звучали и в выступлении сибирско-татарского ансамбля «Амаль». Представители национально-культурной автономии сибирских татар украсили фестиваль юртой, выставкой национальных костюмов, сами были одеты под стать и придавали всей местности исторический колорит. Ведь именно в этом районе стояла когда-то столица Тюменского улуса Золотой орды. Директор ембаевского исторического музея Венера Латыпова рассказала гостям фестиваля, что на языке сибирских татар привычное по краеведческой литературе название «Чинги-Тура» звучит как «Цымкы-Тора».

Катя Христозова

Совершенно в ином регистре выступали музыканты психоделического направления SolarZero, shumway. Дети устроили бешеные пляски в противомоскитной палатке, девушки красиво покачивались перед сценой. SolarZero выступили даже два раза, можно считать это особым признанием их музыкальных достоинств. Появления рок-группы «Центральный гастроном» и рэп-проекта «никакихпрописных» дождались не все, но фестиваль продолжался до последнего зрителя. Уже в ночи, когда звуковую аппаратуру свернули, в свете одинокого софита читал стихи Eгор Добрынин перед группкой завернутых в пледы слушателей.

В поэтическом блоке каждый из одиннадцати авторов был интересен по-своему. Но особое внимание публики, конечно, привлекли гости из других городов. Александр Курбатов из московского товарищества деятелей искусств «Осумбез» был гостем первого «Ключа», в 2015 году. Сейчас он приехал за свой счет, просто потому, что хотел повстречаться с давними знакомыми, единомышленниками и поддержать фестиваль в забытом людьми городском овраге. Курбатов — победитель столичных поэтических состязанийслэмов, опытный участник конкурсов и концертов, сразу приковал внимание публики. Eго стихи — нарочито наивные, напоминающие городские романсы и народные баллады, рождены из знакомых и близких современнику переживаний. Вот едет мужичок на поезде — бесконечно долго, сутками, от Тюмени до Москвы, предположим. И отмеряет пространство от провинции до столицы смешными рифмами к названиям станций. Или присматривается автор к дядечке, торгующем старьем, а это — вылитый Незнайка, только постаревший. Историю Незнайки Курбатов исполнил в стихийном дуэте с Александром Чемакиным. Два бородатых человека в цветных кафтанах и шапочках сами выглядели как герои Носова, джемсейшен удался.

Именно Курбатов познакомил главного организатора фестиваля Арсения Заргаряна с пермским поэтом Иваном Козловым. Стихи его часто посвящены ощущениям человека в пространстве, воспоминаниям, эмоциям, переживаниям, связанным с городскими улицами или деревенскими домиками. Козлов — еще и журналист, и фотограф, его деятельность в этих ипостасях тоже замешана на познании городского бытия.

Катя Христозова

Александра Курбатова, Арсения Заргаряна и Ивана Козлова объединяет любовь к поэтическим или психогеографическим прогулкам по «белым пятнам» на картах их родных городов. Арсений уже пятый год водит экскурсии по неочевидным для туристического промысла маршрутам. Тюменцы заново открывают свой город, блуждая по Бабарынке или улицам старой Зареки. Москвичи — поэты, художники, сочувствующие граждане — регулярно ходят с Курбатовым в походы «По антиэкологической Москве», например, или «От Авиамоторной до Рогожского поселка». Иван Козлов группы с собой не водит, но делает фотоэкскурсии для читателей пермского журнала «Звезда», знакомя их со странностями и загадками улицы КИМ или с судьбой старейшего в Перми художественного сквота.

Катя Христозова

Фестиваль в логу, таким образом, не только собирает людей, готовых делиться своим творчеством или внимать ему. «Ключ» это праздник открывателей собственного города. Все, кто собрался в Городищенском логу в воскресенье, заново открывали для себя эту потайную поляну, нехарактерные для Тюмени спуски и подъемы. Открывали друг друга, обнаруживая, какие разные, странные, милые, талантливые люди живут где-то совсем рядом. Обычно недоступные, погруженные каждый в свою реальность. Такие близкие и далекие, как принято говорить. Вот так все мы стали друг другу немного ближе.

Катя Христозова

***
фото: Фестиваль как всегда развернулся на дне лога ;Тюменский поэт Даниил Сизов ;Зрители расположились прямо на траве ;Василий — один из самых юных гостей ;У горожан фестиваля — устойчивый интерес.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта