X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Реальное училище после Словцова

О тюменском Александровском реальном училище мы писали не раз.

Обычно вспоминали события, происходившие в училище в бытность его директором Ивана Яковлевича Словцова (1844-1907 гг.), известного ученого и педагога. Он руководил учебным заведением до 1906 года, когда произошли ученические волнения, вылившиеся в неподчинение властям и родителям. Эти события имели широкую общественную огласку и стали причиной ухода Словцова в отставку и отъезда в Санкт-Петербург к сыну. А что было в училище после него? Об этом почему-то никто не рассказывал.

Второй директор

Конечно, реальное училище без директора не осталось. На место Словцова назначили Петра Андреевича Ивачева. Он родился в 1852 г. на Алтае в семье урядника горного ведомства. Учился в Санкт-Петербургском технологическом институте на стипендию алтайских горных заводов, получил степень инженера-технолога. В 1878 г. молодой специалист получил направление на должность пристава Гурьевского железоделательного завода на Алтае.

В 1884 г. главный инспектор Западно-Сибирского учебного округа назначил Ивачева преподавателем механики и специальных предметов томского Алексеевского реального училища. Здесь он еще был классным наставником и членом хозяйственной комиссии. В 1898 г. П.А. Ивачева назначили директором Омского механико-технологического училища. Он переехал в Омск, где работал до 1906 г., когда его назначили директором Александровского реального училища в г. Тюмень.

По сведениям формулярного списка на 1904 г., Петр Андреевич был женат вторым браком и имел пятерых детей. Два его сына учились в реальном училище. В походах против неприятеля не участвовал, по службе наказаниям и взысканиям не подвергался. В Тюмени работал до конца 1915 г. — девять лет. Документов о деятельности П.А. Ивачева на посту директора почти не сохранилось, кроме протоколов педагогического совета за 1907-1908 годы. По ним можно судить, что это был строгий чиновник, хорошо знавший педагогическое дело, тщательно сохранявший казенное имущество училища. Это видно из его переписки с комитетом Сибирской сельскохозяйственной выставки о посылке туда и возвращении экспонатов музея реального училища в 1911 г.

Волнениями и беспорядками в училище пришлось заниматься и новому директору, но их прекращению сильно помогло циркулярное распоряжение министра народного просвещения от 15 ноября 1906 г. «О недопущении никаких ученических организаций с избранием старост, делегаций и т.п. и о недопущении ни под каким предлогом сходок учащихся в средних учебных заведениях». Циркуляр зачитали на заседании педагогического совета и наметили необходимые мероприятия в училище. Ученики обязаны были вновь носить форменную одежду, кроме выпускного класса, но форменные фуражки должны были носить все.

Поскольку волнения и беспорядки были и в других учебных заведениях России, Министерство предписало восстановить надлежащий порядок, принять меры «к поднятию умственного развития учащихся». Для отвлечения учащихся от каких-либо непотребных занятий и заполнения свободного времени П.А. Ивачев предложил ввести уроки музыки и фотографии. Закупили музыкальные инструменты.

В начале 1907 г. по примеру томского реального училища в Тюмени ввели поправки к уставу: отменялось заключение учеников за провинности в карцер, оставление после уроков и др. Однако в апреле в училище вновь возникли неприятности. Произошла забастовка пристанских рабочих, которые пошли в город. К ним примкнула разная публика и ученики реального училища, которые после уроков пошли домой. Толпу окружили полиция и солдаты, которые никого не выпускали из оцепления. При переписи участников демонстрации обнаружили трех реалистов. Сообщили директору. При допросе ученики признались, что попали в толпу из любопытства, а потом не могли выбраться. Им объявили выговор на педсовете, но в конце года выставили «отлично» по поведению, поскольку ребята вели себя спокойно в училище и на улицах.

В начале 1908 года педсовет признал возможным проведение совместных с женской гимназией литературно-вокально-музыкальных вечеров в клубе приказчиков со сбором 20 копеек. Программу должны были согласовать педсоветы обоих учебных заведений, на вечере было обязательным присутствие воспитателей. После — танцы до двух часов ночи.

После волнений 1905-1906 годов во многих учебных заведениях ввели ученическое самоуправление, но в Александровском реальном училище его не было ни при Словцове, ни при его преемниках.

В конце 1915 году Петр Андреевич Ивачев уехал в Томск. Был ли это перевод по распоряжению властей учебного округа или по личному желанию — неизвестно. За работу в Тюмени директор училища получил чин действительного статского советника, соответствующий генеральскому. Сохранилась телеграмма от семьи Ивачевых, в которой они в октябре 1916 года поздравляли сотрудников училища с праздником, который отмечался в день Александра Невского, именем которого называлась домовая церковь училища.

Окончание следует.

Фото из фондов музейного комплекса имени Словцова

***
фото: Александровское реальное училище в начале XX века.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта