Пешеходами не рождаются, или Берегите друг друга
Пешеходам однозначно не хватает зеркал заднего вида. По крайней мере, мне, когда выхожу из-за руля автомобиля, не хватает. Перестраиваясь из одной полосы движения по тротуару в другую, приходится сворачивать шею, чтобы убедиться: точно не подрежу того, кто идет сзади?
Впрочем, этот вопрос волнует далеко не всех, кто передвигается на своих двоих. Конечно, не поспоришь с тем, что сначала был пешеход, а только потом уже появились всякие всадники, автомобилисты, мотоциклисты, велосипедисты, роллеры и иже с ними. Но неоспоримое лидерство человека пешего в цепочке участников дорожного движения непозволительно расслабило оного.
Шаг влево, шаг вправо считается опасным
Чтобы сесть за руль мотоцикла или автомобиля, надо сдать экзамены и получить водительское удостоверение. Чтобы управлять велосипедом, надо научиться держать равновесие и худо-бедно маневрировать. Чтобы стать пешеходом, считают многие, надо просто родиться.
Правила дорожного движения и четкая траектория движения? Так это пусть водители смотрят на светофоры и не виляют из стороны в сторону! А для пешехода обычное дело — резко метнуться к противоположной стороне тротуара, как будто на той стороне, по которой он только что шел, кто-то выскочил из-за кустов с громким «Бу!» А потом как ни в чем не бывало вернуться на исходную позицию. И не интересно тому человеку, сколько позади него других пешеходов, мамочек с колясками или велосипедистов получили нервный срыв, экстренно тормозя или лихорадочно уходя от столкновения.
Без резких движений
Завязать шнурок или одернуть штанину, неожиданно остановившись посреди тротуара и нагнувшись? За здорово живешь! Раньше на таких «тормозов» я, кстати, не очень-то обращала внимание. Нетерпимость к подобному поведению пешеходов обострилась, когда довелось несколько дней подряд поездить по городу на велосипеде. Да, неадекватных велосипедистов тоже хватает. Но на то они — вместе с автомобилистами и прочими колесными — создания вторичные. А пешеход-то — венец божьего творения! Может статься, именно поэтому и считает себя вправе завязывать шнурки где угодно и в каком хочется положении? О том, что на время аварийной ситуации надо бы «съехать» на обочину, дабы не затруднять движение на тротуаре, задумываются, увы, немногие.
Не одни на белом свете
Занять собой именно тот кусочек бордюра, который специально занизили для инвалидов, велосипедистов и мам с колясками? Да! И сделать это как раз в тот момент, когда на кусочек претендует целевая аудитория. Не думаю, что пешеходу сложно сделать шаг в сторону и занести ногу на пять сантиметров выше, просто человеку совершенно не интересно, кто там телепается рядом, с трудом огибая препятствие, которого могло бы и не быть…
Что касается лично меня, то мне не сложно сойти с велосипеда и побрести вслед за расползшейся по всему тротуару медленной компанией пешеходов, которые и мысли не допускают, что могут кому-то мешать. Но стоит только одному из компании краем глаза заметить позади велосипед, он обязательно схватит за локоть своего товарища, чтобы оттащить того с дороги, а товарищ от неожиданности дернется в прямо противоположном направлении, озираясь по сторонам (если товарищ — человек взрослый, то еще и хватаясь за сердце)… И виноватым все равно останется велосипедист, который «гоняет как сумасшедший», даже если он идет пешком, ведя велосипед рядом.
Ничего не вижу, ничего не слышу
Наушники! Страшнее человека в наушниках, существа на дороге не встретишь. Это уже относится и к пешим, и к двухколесным. Eсть в телефонах такая функция — предупреждать о том, что высокий уровень громкости может быть опасен для слуха. Можно добавить в информационное сообщение: и для жизни! В том случае, если любимая мелодия заглушает звук мотора, велосипедного звонка, автомобильной сирены… Вот недавний случай: велосипедистку сбила машина скорой помощи, которая торопилась на вызов и «звонила во все колокола», прося дороги. Девушка этого не слышала и в итоге пополнила статистику травмированных.
А тех велосипедистов, которые слетают со своих велосипедов, резко затормозив из-за того, что пешеход в наушниках не реагирует на звонок и без видимой на то причины преграждает дорогу, никто не считает. Хотя удариться щиколоткой о педаль или сесть на раму — тоже ничего приятного.
Гордое звание — пешеход
Спросите у любого велосипедиста: часто ли он встречает пешеходов, которые не впадают в панику при виде чего-то «потустороннего» на колесах? Я спрашивала. Настолько редко, что если попадается на дороге такой уникум, хочется слезть с велосипеда и расцеловать его. Ну, ладно — хотя бы пожать руку.
Уважение вызывают и те пешеходы, которые всерьез воспринимают велосипедные дорожки и признают за велосипедистами полное право пользоваться ими. Великодушно и логично.
В конце концов, именно пешеход и придумал эти дорожки, сами велосипеды, автомобили, гироскутеры, самокаты, правила дорожного движения, в конце концов. А еще именно из пешеходов со временем рождаются велосипедисты, мотоциклисты, автомобилисты. И хорошими они будут только в том случае, если до этого научатся твердо стоять на ногах.
***
фото: Пешеходы — давно уже не единственные обитатели тротуаров и дорог, и надо учиться жить с этим. ;