Искусство тоже надо построить
До сих пор не все понимают, что такое креативное пространство, о котором так много говорят в молодежных кругах.
Чем там занимаются? Кто там работает? Об этом на фестивале «КИТ-пикник» 19 августа рассказал Eвгений Гудов — основатель одного из самых известных креативных пространств, музея «Люмьер-Холл», работающего в Санкт-Петербурге.
Eвгений считает, что креативное пространство — это место для организации каких угодно мероприятий и проектов. В его случае — мультимедийных выставок «Живые полотна»: когда картины известных художников обрабатывают при помощи компьютерных технологий и проецируют на огромные экраны.
Сначала проект «Живые полотна» опробовали в Москве и Питере, потом — в регионах. Раньше жители провинции, если хотели насладиться искусством, например, Айвазовского, должны были ехать в Феодосию или в Москву. А теперь у них есть музей «Люмьер-Холл», который пусть и не привозит оригиналы, но делает искусство доступным.
Из чего же, из чего же?
С какими проблемами сталкивается человек, который хочет организовать пространство для творческих людей? Самое сложное, по словам Гудова, подобрать помещение. В Тюмени для проведения выставки «Ван Гог. Живые полотна» его долго не могли найти. ДК «Железнодорожник» был на ремонте. ДК «Нефтяник» — слишком помпезный и с «космической» арендой. Под концепт креативного пространства, где все должно быть просто, как в отцовском гараже, не подходит.
Подходящая обстановка нашлась в «Доме печати» — так и называется креативное пространство в здании Дома печати. Сейчас там показывают «ожившие картины» Айвазовского, до этого работала выставка Ван Гога. А после 28 августа, по словам Eвгения Гудова, к нам, скорее всего, привезут мультимедийные полотна Дали.
Несмотря на успех выставок «Люмьер-Холла», окупаются они только в крупных городах — Москве, Питере, иногда в Eкатеринбурге. Eдинственным исключением, говорит Eвгений, стал Мурманск. «Живые полотна» там посмотрели десять процентов населения. Хотя в других городах это обычно два-четыре процента. Мурманчане даже исписали несколько книг отзывов. С чем связан интерес, основатель «Люмьер-Холла» сказать затрудняется: может, по искусству изголодались, может, «Мегафон» надо благодарить — компания обеспечила своим абонентам бесплатный вход.
Вообще выступление Гудова предназначено в основном для тех, кто собирается открыть креативное пространство. С чего начать? Лет пять назад, говорит Гудов, в Москве и Питере активисты находили полуразрушенные знания, привозили пуфики, барные стойки, что-то подкрашивали и называли это креативным пространством.
— В Питере мы как-то проходили мимо огромной башни, газового хранилища, — вспоминает Eвгений Гудов. — У вас есть что-то похожее здесь, на улице Ленина, кажется, это круглая баня.
В питерской башне и открыли «Люмьер-Холл». Памятники архитектуры вообще отлично подходят для креативных пространств, так что, желающим работать в этой сфере следует обратить на них внимание. Однако Eвгений предупреждает: если вы начнете строительные работы в памятнике без соответствующей подготовки, власти могут вас остановить и потребовать действовать в рамках закона: разработать проект реставрации и так далее. Что вообще-то правильно, хотя реставрация питерского газового хранилища по всем правилам обошлась почти в 40 миллионов рублей.
— На эти деньги можно было построить три таких здания, — замечает Гудов.
А с финансами у молодежи, как известно, туго. Выкупить здание ей часто не на что. Это значит, что в любой момент активистов могут попросить освободить помещение, где они уже начали или даже провели работы. В Питере таких случаев предостаточно.
Газовое хранилище построили 150 лет назад, 10 лет оно проработало по назначению, а потом стояло без дела. Гудов и его команда отреставрировали его за две с половиной недели. Рабочие трудились в четыре смены по 40 человек, провели коммуникации, электричество, построили туалеты. Все в молодежном стиле — пол из ДСП, стулья-паллеты, искусственный газон на полу. Eвгений сначала думал, что организация выставок — это чистое творчество. Оказалось, сплошные строительно-монтажные работы.
Ищите меценатов
Сейчас «Люмьер-Холл» — это больше восьми десятков человек и почти полсотни выставочных проектов в разных городах России.
Удачный опыт — проведение научного фестиваля. На разных площадках организаторы собрали более сотни разработок. Многие были связаны с нейротехнологиями. Так, у петербуржцев была фантастическая возможность силой мысли управлять. тараканами. Механизированными, конечно.
Проект оказался успешным, говорит Eвгений, но слишком затратным. Повезло, что вузы поддержали: организовали за свой счет одну из площадок. Но даже в этом случае фестиваль не принес существенной прибыли организаторам, как, впрочем, и другие проекты. Ведь надо оплатить билеты и проживание участников, подготовить площадку, распечатать баннеры, листовки, путеводители. В лучшем случае удается покрыть затраты.
Но все-таки научный фестиваль стоит того, чтобы за него браться. Фестиваль мороженого — тоже удачная идея.
— Только не этим летом, — смеется Eвгений и добавляет: главное — вовсе не здание, не ремонт, а люди. Именно они могут достичь успеха.
Основатель «Люмьер-Холла» советует тюменцам быть готовыми к негативу и не огорчаться из-за него. Говорит: зачем обращать внимание на людей, которые сетуют на кривой пол? Ведь главное, что на нем стоят певцы из Мариинки!
***
фото: «КИТ-пикник» в Тюмени ;Евгений Гудов ;Участники фестиваля на лекции.