Дорога одежда к сезону
В начале сентября в Общественной палате РФ в Москве обсуждали вопросы, связанные с ресоциализацией граждан, которые освобождаются из исправительных учреждений. А это более 200 тысяч человек в год по стране, 20 процентов которых нуждаются в поддержке государства и общества.
— А у нас как? Отправили человека в колонию и желательно, чтобы он оттуда… не вышел. Потому что не научены мы принимать бывших осужденных как полноправных членов общества, — считает тележурналист Роман Романцов из Воронежской области.
Впрочем, так — не научены! — считают все участники заседания круглого стола, где говорили о трудностях возвращения из тюрьмы. Встречу организовали Общественная палата РФ и Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело». К обсуждению вопросов ресоциализации бывших осужденных пригласили представителей пенитенциарной системы, научного сообщества, руководителей реабилитационных центров и журналистов, которые стали призерами третьего всероссийского конкурса «Слово ранит, слово лечит». Жюри выбрало лучшие теле-, радио- и печатные репортажи о тех людях, которые смогли вернуться к достойной вольной жизни после нескольких (или очень долгих) лет заключения. И о тех, кто им в этом помогает.
— Об этом надо чаще говорить, писать, снимать, — высказал пожелание руководитель программы «Возвращение» Фонда Дерипаски Петр Посмаков. — Но пока большей популярностью, к сожалению, пользуются новости о том, что кого-то поймали, посадили… О том, что бывший осужденный опять совершил преступление. А почему он это сделал, никого, в сущности, не интересует.
Хотя причины бывают разные. Председатель комиссии ОПРФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Каннабих показала участникам заседания репортаж о молодом человеке Сергее Антипине, который отбывает наказание в Челябинской области. Бывший воспитанник детского дома не смог получить квартиру и решил «пойти жить» в колонию. Сначала звонил в полицию и говорил, что где-то заложена бомба, потом вырвал у прохожего телефон из рук… Но на реальный срок это не потянуло. Тогда Сергей обворовал магазин.
Об этой истории узнали общественники (к ним обратились сами сотрудники колонии, которые поняли, что парню у них не место), привлекли СМИ, юристов и, судя по недавним новостям на сайте ОПРФ, сумели помочь осужденному. Сергей выиграл суд у администрации Магнитогорска, которая пообещала выделить полагающееся ему жилье. Увы, кроме посторонних людей, сироте не к кому было обратиться.
По примерным подсчетам, сказала Мария Каннабих, сейчас в стране около 200 реабилитационных центров, готовых помогать осужденным решать социальные проблемы. В большинстве своем это общественные организации, которые самостоятельно ищут средства на непростое дело: участвуют в розыгрышах грантов, уговаривают спонсоров, вкладывают собственные деньги, терпят убытки и либо опускают руки, либо, поняв, что хуже уже все равно не будет, совершают практически невозможное. — Нужно просто больше доверять людям, вышедшим на свободу. Да, это будет им авансом. Но ведь другой возможности доказать, что они могут вести законопослушный образ жизни, у них нет, — говорит генеральный директор казанского Центра социальной реабилитации и адаптации Азат Гайнутдинов.
С 2014 года он выдал кредит доверия почти трем сотням бывших осужденных. Процент рецидивной преступности среди его подопечных составляет менее трех процентов. Остальные создали семьи, обзавелись жильем, работают, а кто-то остался в центре, чтобы возвращать к жизни таких же, как они сами.
Одно из призовых мест в конкурсе как раз занял репортаж о подопечном казанского ЦРА Алексее Снежинском, который 15 лет назад был известен в Татарстане как киллер Снежок. Сейчас у него жена, ребенок и огромный печальный опыт, которым он делится с теми, кто все еще видит в криминале что-то романтическое.
— Взять тех же подростков. Слышали, наверное, про группы АУE, в которых пропагандируется все тюремное? — спрашивает Азат Гайнутдинов. — Так вот Алексей может рассказать ребятам, как там — в тюрьме — все на самом деле.
А реальность такова, что большинство людей возвращаются из колонии, потеряв семью, друзей, да и вообще какие бы то ни было социальные связи с вольной жизнью. Им негде жить, их некому поддержать, они не могут найти работу.
Зная об этой проблеме, Азат Гайнутдинов создал что-то вроде кадрового агентства для бывших осужденных, которым подыскивает работу, ручаясь за них перед работодателями. Eсть у ЦРА и свое подсобное хозяйство, благодаря которому организация может сама себя обеспечивать. Правда, до этого в центр пришлось вложить огромные деньги из собственного бизнеса и обить множество порогов, говорит его директор. Предложи ему заново пройти весь этот тяжелый путь, он, наверное, серьезно задумался бы.
— Да, это нелегко, — подтверждает профессор МГУ им. Ломоносова, доктор юридических наук Вячеслав Селиверстов. — Любому, кто начинает это дело, скажут, что оно безнадежно и что работать придется впустую. Но есть удачные примеры, и значит работать надо!
Общественники, принявшие участие в заседании, говорили о том, что могло бы несколько облегчить их труд. Каждой организации, занимающейся ресоциализацией бывших осужденных, обязательно нужна соцподдержка, считают они. Потому что, если разобраться, государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы вернуть своих граждан к полноценной законопослушной жизни. Необходима такая поддержка и работодателям, которых надо — в том числе финансово — заинтересовать в том, чтобы они принимали на работу людей, вышедших из мест лишения свободы.
— Да взять ту же одежду по сезону, — сказали участники заседания. — Сейчас осужденным ее не выдают. А представьте, каково это, если человек освобождается зимой, а его некому встретить с теплой вольной одеждой. И приходится идти по улице в тюремной фуфайке…
… Предложения участников, пообещала Мария Каннабих, будут внесены в резолюцию заседания. За этим последуют законодательные инициативы, которые, хочется надеяться, изменят что-то к лучшему. Ну, а общественники в любом случае продолжают делать свое дело.
Что касается героев публикации «Тюменского курьера» «Eсть ли жизнь после колонии?», которая тоже заняла призовое место в конкурсе, то буквально на днях они посетили женскую исправительную колонию в Тобольске, где ответили на вопросы осужденных, которым скоро освобождаться. А на этой неделе члены общественного совета при УФСИН по Тюменской области (представители «Ассоциации тюремных служителей») примут участие в большой конференции в Новосибирске, где люди из разных регионов будут решать, как помочь другим людям вернуться в общество. И помочь обществу принять их.
***
фото: