X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сотый год на защите детства

Из школы N 5 в комиссию по делам несовершеннолетних поступила докладная: восьмиклассник Валерий К. пропускает уроки, не учит домашних заданий, а в классе занимается посторонними делами…

Сейчас «мальчику» Валерию, должно быть, больше 60 лет. Потому что классный руководитель тов. Бакланова и завуч пятой школы тов. Лебедева жаловались на него в комиссию по делам несовершеннолетних при Ленинском райисполкоме еще в декабре 1967 года. Судя по справке, сохранившейся в госархиве Тюменской области, после того, как родители Валерия К. были приглашены на заседание комиссии и подвергнуты штрафу в сумме 20 рублей, «они нашли время для того, чтобы проконтролировать поведение и учебу своего сына, мальчик закончил школу и поступил работать на завод строймашин».

— Раньше, кстати, это была распространенная практика: подростки трудились на заводах, и им это даже нравилось, — говорит Маргарита Сидорова, которая начала работать в комиссии по делам несовершеннолетних Центрального района в 1984 году. — Специалисты крупных предприятий входили в состав наших комиссий, брали над ребятами шефство, готовили их к поступлению в профучилища. Но, самое главное, трудные подростки были при деле и могли заработать для себя и своей семьи хоть какие-то деньги.

По словам Eлены Анфилофьевой, заведующей сектором по обеспечению деятельности городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и сейчас стоит задача наладить контакт с предприятиями, которые могли бы брать на работу подростков из так называемой группы особого внимания. Но из-за строжайшей техники безопасности на заводах это практически невозможно. Да и сами подростки не сказать, что так уж расположены к трудотерапии.

— А вообще, сильно отличаются дети 80-90-х годов от современных? — спрашиваю я у ветеранов и действующих специалистов комиссии по делам несовершеннолетних.

— Как сказать… Дети — они всегда дети. А вот время, в которое они растут, — разное, — отвечает Галина Галицких, специалист по работе с молодежью «Дзержинца», которая долгие годы была заместителем председателя городской комиссии по делам несовершеннолетних. — Сейчас, например, нет бродяжек. А в конце 90-х при «Дзержинце» существовала специальная социально-полевая служба, которая работала вместе с членами районных комиссий. Мы обшаривали все чердаки, подвалы, вокзалы… Страшно было! А что делать? Детей-то оставлять там еще страшнее.

Некоторые чумазые гавроши умоляли тех, кто нашел их, не отводить домой, потому что «мамка с папкой опять сегодня пьют». С мамками и папками позже, конечно, были очень серьезные беседы, часто перераставшие в меры административного реагирования. Но что было делать с детьми, отказывающимися идти домой?

— Вели их к себе в «Дзержинец». Хотя это и не было предусмотрено, но оставляли их там ночевать, — разводит руками Галина Валентиновна.

Катя Христозова

Периодически она и другие ветераны службы встречают на улице вчерашних повзрослевших гаврошей, хулиганов, «восьмиклассников Валериев».

— Приятнее всего узнавать, что у них уже есть свои семьи, дети, хорошая профессия, — говорит Раиса Рощук из комиссии Ленинского округа (состояла в ней с 1995 до 2010 года). — Это, наверное, и есть главная оценка нашей работы.

В следующем году исполняется уже сто лет с тех пор, как в стране работают комиссии по делам несовершеннолетних. Декрет Совета народных комиссаров о создании этой службы был подписан Лениным в январе 1918 года. По большому счету, обязанности, которые возложили на людей, вставших на защиту детства, практически не изменились и по сей день. Задачами комиссии являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (распоряжение городской администрации от 10.09.2015 N 747 «О создании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории города Тюмени»).

Это касается современных документов. Но накануне юбилея специалисты городской комиссии озаботились поиском архивных бумаг. Пока самое раннее, что нашли, — выписка из протокола заседания президиума горсовета от 25 января 1932 года. На этом заседании было принято решение создать комиссию по делам несовершеннолетних при гороно.

— Нашли и протоколы заседаний районных комиссий разных лет, — говорит ответственный секретарь сегодняшней городской комиссии Валентина Шалыгина. — Так интересно читать: что обсуждали, кого приглашали…

— А сами заседания проходили еще интереснее, — добавляет Галина Галицких. — Например, Наталья Александровна Шевчик всегда лично проверяла дневники у ребят, которых вызывали на заседания (речь идет о начале 90-х — М.С.). Представьте себе: одно дело, когда оценки смотрят родители, и совсем другое, когда заместитель главы администрации Центрального района! Так что наши завсегдатаи старались подтянуть успеваемость, чтобы не совсем уж ударить в грязь лицом.

Вообще, в районные и городскую комиссии за все время их существования входили много уважаемых и тогда, и сейчас людей: Альбина Селезнева, Валерий Роженцев, Александр Сухомяткин, Сергей Сметанюк, Артур Христель…

— Ой, мужчины-то у нас вообще на вес золота были! Да и сейчас — тоже, — говорит Лариса Карлукова, она работала в комиссии Калининского округа с 1994 по 2011 год. — Нам, женщинам, легче маленьких воспитывать. А взрослым мальчишкам мужской авторитет нужен.

Уважаемых тюменцев, готовых заняться воспитанием чужих детей, ищут среди представителей разных профессий. Кроме специалистов городской администрации, в состав районных и городской комиссий по делам несовершеннолетних входят члены общественных организаций. Помогают сейчас специалистам по защите детства и волонтеры из числа молодежи. Они консультируют взрослых, главным образом, в вопросах современных интернет-технологий.

Раньше, говорит Галина Галицких, детей проще было отлучить от компьютеров: подростков собирали по интернет-клубам и отводили домой к родителям. Теперь доступ в Интернет у них не ограничен, и запретительными мерами здесь не обойдешься. Чтобы объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо, надо уметь разговаривать с подростками на одном языке.

А в остальном сегодняшние дети — все те же, что и сто лет назад, и в 1967 году, когда восьмиклассник Валерий К. огорчал своим поведением тов. Бакланову и тов. Лебедеву. И в защите — от обстоятельств, взрослых, ровесников, иной раз от самих себя — они нуждаются все так же остро.

***
фото: Ветераны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав делятся воспоминаниями ;Архивные документы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта