Кто такой Николай Зелинский?
Улица Зелинского появилась в нашем городе относительно недавно, когда микрорайон «Тюменский-3» начал застраиваться.
Несколько лет назад местные жители называли его «кварталом неизвестных мужиков», уж простите за фамильярность. Речь шла об улицах Зелинского, Богдановича, Карнацевича, Гондатти.
Лично мне стало интересно, знают ли тюменцы, кто все эти люди?
— Впервые слышу от вас, что Николай Зелинский — известный ученый-химик, — говорит спешащий куда-то молодой человек. — Живу здесь, но даже не задумывался, кто это. Сегодня обязательно почитаю о нем.
— Даже и не знала, что именно Николай Зелинский первым в мире создал эффективный противогаз, хотя у меня высшее образование, — удивляется Светлана.
— Да, я в курсе, что Зелинский — изобретатель противогаза, а родился он в Тирасполе. Заинтересовалась, потому что живу на этой улице, — сообщила миловидная девушка Ирина.
— А я узнала об этом от учеников 92-й школы, — говорит Eкатерина Ивановна, — они нас, ветеранов, просвещают. Ученики рассказывали нам о Николае Зелинском в День города.
Молодой человек, вышедший покурить из офисного здания, расположенного на этой самой улице, задумывается и отрицательно качает головой. Мол, ничего не знаю ни о противогазах, ни о самом ученом. — О Зелинском слышу впервые. Очень интересно. Кстати, как это по-русски: совершить открытие и не запатентовать свое изобретение. Получается, что стал всемирно известным, но богатым не был. А мог бы благотворительностью заниматься, детям помогать. Ведь война всегда была, есть и будет. Зелинский на ней не нажился, зато нагрел руки кто-то другой.
Николай Дмитриевич отказался от патента, чтобы не наживаться на войне.
Дело в том, что ученый-химик изобрел противогаз в 1915, когда в Eвропе вовсю шла Первая мировая. Это был первый вооруженный конфликт в истории человечества, в котором применялись отравляющие вещества: хлор, фосген, иприт и другие. Во множестве гибли люди. Изобретение нашего ученого-химика стало спасением. С появлением противогазов химическое оружие в Первой мировой войне перестало быть эффективным и его использование постепенно сошло на нет.
— А я не в курсе. Зелинский, Богданович, Карнацевич, кто их всех знает? Мне вот абсолютно по барабану, — выдает еще один, встреченный мною человек.
Хорошо, что далеко не все горожане мыслят такими категориями. Многие тюменцы уверены, что нужно знать историю своего города и имена тех людей, в честь которых названы большие и малые тюменские улицы.
***
фото: На улице Зелинского. ;