«Космос». Вечер. Каренина…
Хореографическую драму «Каренина» по роману Льва Толстого покажет 1 и 2 ноября в молодежном театральном центре «Космос» мастерская Александры Балецкой.
Eсли вы заглянете на репетицию, то, вероятно, тоже решите, что иной раз руководителю любительского коллектива приходится сложнее, чем режиссеру, работающему с профессионалами.
Для Александры Балецкой мастерская — не основное место работы. Она преподает современный танец в институте культуры. А в свободное время воплощает свои балетмейстерские мечты в своей мастерской.
Сейчас ставит драму «Каренина». Делает из своих студийцев танцующих актеров.
И вот мы в «Космосе», на одной из вечерних репетиций.
В половине девятого артисты еще только собираются. Кто-то повторяет или учит танцевальные комбинации, кто-то разогревается. И хотя полный прогон еще не начался, внимания хореографа не избежать: Александра просит танцоров двигаться осознанно, постоянно думать о том, какую именно часть постановки они повторяют.
— Даже от гимнастов требуются чувства, эмоции. А у нас хореографическая драма! Актерского мастерства должно быть в разы больше, — говорит Александра Балецкая, но в голосе ее нет менторского укора. Похоже, она размышляет вслух, делится наблюдениями.
В танцевальном коллективе, как в большой семье: есть место и шуткам, и наставлениям. Бывает, вместе танцоры решают даже личные конфликты. Но все это за пределами сцены. А во время репетиции руководитель ждет от артистов самоотдачи. И не имеет значения, что работать приходится поздно — в девять, в десять часов вечера. Наоборот: то, что «Каренина» рождается в ночи, придает постановке мистический флер.
Балецкая замечает все, что происходит в зале, дает советы и танцорам, и музыкантам. Исполнить в постановке несколько музыкальных произведений она пригласила группу «Джаст Сьюзи». Так что сопровождение обеспечивают гитара, этнические барабаны и. посох дождя. (Возможно, вы знаете этот инструмент под названием рейнстик: это закрытая на концах труба, заполненная чем-то сыпучим. Звучит и правда как дождь, стекающий с крыши).
Солистке группы «Джаст.» Сюзанне Ивановой приходится побегать между рядами зрительного зала, чтобы убедиться: посох слышно везде. Александра в этот момент Сюзанне помогает — сама извлекает из него звук. Со стороны кажется, дело нехитрое: переворачивай себе посох и все. Но если вертеть слишком быстро, звук похож на шум моря, а нужен — дождь.
Только часов в девять в мастерской, наконец, начинают репетировать кульминационную сцену бала. Это еще не прогон: танцоры только привыкают к площадке «Космоса», пытаются перенести рисунок танца на эту конкретную сцену. Балецкая недовольна тем, как ее артисты используют пространство.
— У вас ведь авансцена свободная, — говорит Александра и сама шагает в сторону «пустот». — Задействуйте всю сцену. Я бы утанцевалась и никого бы на свое место не пустила. Чего вы стесняетесь?
Танцоры, и правда, кажутся неуверенными. Я даже удивляюсь: до премьеры пара дней, а они словно не все движения знают. Но как только начинается прогон экспозиции, ясно: первое впечатление ошибочно. Кристина Балабанова (Анна Каренина) надевает плащ; женская часть труппы выбирает ей шляпу: черную, с широкими полями. Начинает звучать музыка, девушка включается в роль — взгляд отчаянный, движения осознанные, как просит балетмейстер. Остальные студийцы тоже внезапно превращаются в танцующих актеров. Среди них можно угадать «Алексея Каренина» — это Константин Пантелеев. А вот и «Алексей Вронский» восхищенно смотрит на Анну — его роль исполняет Виталий Дуров.
«Каренина» Александры Балецкой — новая, осовремененная история с персонажами, которые существуют в наше время. Они, как и мы, хотят быть счастливыми.
Как это выглядит в танце? Вы сможете увидеть уже в ноябре.
***
фото: Танцоры мастерской привыкают к новой сцене ;Кити и Левин ;Александра Балецкая раздает последние указания ;Разминка перед прогоном.