Ключ к пополнению бюджета
Более 170 млн рублей поступило в прошлом году в городской бюджет от приватизации муниципального имущества. В том числе более 16,6 млн рублей — за счет продажи муниципальных помещений, ранее находящихся в аренде.
Некоторые считают, что проблемы малого и среднего бизнеса от простого горожанина далеки. Eго волнуют более насущные темы — отсутствие воды или тепла, очистка улиц от снега, благоустройство дворов. Но, как показывает практика, настала пора нам всем разбираться в самых сложных бюджетных вопросах. Например, в источниках пополнения доходной части бюджета за счет местных налогов, в том числе налога на имущество физических лиц (недавно Тюменская городская Дума приняла новый порядок и ставки его исчисления). Или — за счет аренды и приватизации муниципального имущества.
В прошлом году, согласно отчету об итогах приватизации муниципального имущества, принятого в июне решением городской Думы, приватизировано 44 объекта, в том числе 19 — за счет реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендованных помещений. Чтобы в этом году процесс шел еще активнее, специалисты городского департамента имущественных отношений провели заседание круглого стола, посвященного имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для начала Наталья Редькина, начальник отдела приватизации и продаж муниципального имущества городского департамента имущественных отношений, напомнила, что Федеральный закон N 159 дал субъектам малого и среднего предпринимательства право выкупа муниципальных помещений. Таким образом, с 2009 года было продано 343 объекта. По трети договоров полную оплату внесли досрочно. Четыре расторгли из-за неплатежеспособности предпринимателей. В этом году правом на выкуп воспользовались 15 тюменцев, документы еще на четыре объекта находятся в работе.
Константин Самосватов, начальник управления по эксплуатации и реконструкции муниципального имущества департамента, рассказал об условиях, которые должны соблюдать предприниматели, чтобы получить льготный коэффициент по ставке за аренду. Для этого надо выбрать, например, одно или несколько социально-значимых, приоритетных для города направлений деятельности, в числе которых образование, физкультура и спорт, здравоохранение, производство продуктов питания. Так, в прошлом году для 63 арендованных объектов применили корректирующий коэффициент 0,8, для восьми — 0,7, и один (оказывающий банные услуги) — 0,13.
— На сайте администрации города в разделе «Экономика и финансы» можно найти перечень всех арендованных объектов, — говорит Константин Самосватов. — Там же можно посмотреть и список свободных муниципальных помещений, и действующие договоры аренды, и перечисление объектов движимого имущества. Все торги по муниципальному имуществу переведены в электронный формат и проводятся на единой общероссийской площадке.
— Когда выдают помещения, какие они должны иметь характеристики? — спросила депутат Альбина Селезнева. — Должны ли они быть с подключением света, воды, тепла? Предприниматели говорят, что им недостаточно информации о площадях, которые они собираются взять в аренду.
— Конечно, в перечне имущества, предлагаемого к аренде, объекты с разными техническими характеристиками, — ответил Константин Самосватов. — Eсть те, которые попадают в перечень после аренды — они в удовлетворительном состоянии. Но есть и такие, которые не снимают более трех лет. Eсть — с неоконченным ремонтом. Eсть и такие, где нет электричества. Но чаще всего потому, что предыдущий предприниматель накопил долги, и электросетевая компания отключила помещение от электроснабжения. В любом случае, мы готовы показать арендатору, что даем. Он может и сам поехать посмотреть.
— А почему имущественная поддержка оказывается не всем? — поднял руку предприниматель Саман Исмаилов. — Не все же могут спортом и здравоохранением заниматься. Я, например, только торговать могу.
Константин Самосватов пояснил, что с июля 2016 года торговля не относится к приоритетным для города видам деятельности, поэтому для таких предпринимателей не предусмотрена льготная имущественная поддержка.
— Вокруг и так столько магазинов, сплошные «Магниты» и «Красное и белое», может, лучше спортом займетесь? — подал кто-то реплику из зала.
Но это был, пожалуй, единственный момент, когда обсуждаемую тему перевели в шутку. Предприниматели задавали представителям департамента очень важные для них вопросы. Через сколько лет можно выкупить арендуемое помещение? Можно ли выкупить его не целиком? Будет ли предусмотрено снижение стоимости аренды помещения для добросовестных плательщиков? Обязательно ли сохранять направление деятельности после выкупа?
— Не ожидал, но разговор получился дружелюбным и очень содержательным, — поделился мнением предприниматель Алексей Барышев. — Я взял в аренду помещение под детский клуб робототехники в 2015 году, права выкупа у меня еще нет, но я уже разведываю обстановку. Обсуждение темы в таком формате очень кстати. И город думает, как пополнить бюджет, и мы, предприниматели, строим свои планы на будущее. И городу, и нам хочется развиваться. Хорошо, когда наши интересы совпадают.
***
фото: Алексей Барышев у дверей своего детского клуба, открытого в муниципальном помещении.