Они держат марку
Мы говорим «легкая атлетика», подразумеваем СДЮСШОР N 2. И наоборот.
Именно в этой детской школе с самого ее основания, уже 55 лет, воспитывают легкоатлетов и лыжников. С этих дисциплин начиналась вторая школа. Затем добавились биатлон, гребной слалом, спортивное ориентирование и скалолазание. Сегодня в школе 1750 детей и подростков и более 40 наставников.
— СДЮСШОР N 2 известна своими давними традициями и преемственностью поколений не только в спортивном и тренерском цехах, но и в руководстве, — говорит директор городского департамента по спорту и молодежной политике Eвгений Хромин. — Надо отдать должное бывшему директору Сергею Степановичу Герасимову, который более 20 лет руководил спортивным учреждением. Сейчас вторую школу возглавляет Павел Валерьевич Вавилов. Считаю, это правильный выбор. Он — легенда нашего спорта, имеет опыт управленческой деятельности, был директором школы Высшего спортивного мастерства. У Павла Валерьевича есть понимание того, как надо выстраивать работу и отношения со спортсменами и тренерами. Он в состоянии вывести школу на новый уровень. На протяжении последних четырех лет мы работаем над повышением качества детского и массового спорта, организацией спортивной работы по месту жительства, в чем нам помогает школа N 2. У нее богатый опыт, давняя история, а также хорошие перспективы развития. Хочу отметить, что для совершенствования мастерства в лыжных гонках и биатлоне у тюменских детей есть все возможности. Можно дорасти до уровня сборной области и даже сборной России, не выезжая за пределы родного города. Яркий пример тому олимпийские чемпионы Антон Шипулин и его сестра Анастасия Кузьмина, воспитанники СДЮСШОР N 2.
. Подробнее о работе школы мы говорим с неоднократным чемпионом России Павлом Вавиловым.
— Уровень подготовки атлетов соответствует определенному возрасту, — объясняет Павел Валерьевич. — С 4 до 9 лет начинаются занятия в спортивно-оздоровительных группах, направленных на развитие общефизической подготовки: координации, выносливости, скоростных навыков. С 9 лет дети начинают заниматься уже тем видом спорта, с которым связывают свое будущее.
Юные спортсмены от 10 до 12 лет работают по предпрофессиональным программам. Это начальная спортивная подготовка. В 12 ребенок переходит на следующий уровень — учебно-тренировочные группы. Чтобы оказаться там, атлет должен выполнить определенные нормативы. Тогда тренер будет проводить со своим воспитанником больше индивидуальных занятий. Например, в группах начальной подготовки занимаются до 20 человек, а в учебно-тренировочных — по 12-14.
В 17-18 лет лучшие спортсмены переходят в областные школы, где работают в группах уже по двое-четверо.
— В чем главные особенности вашего учебного заведения?
— Наша визитная карточка — лыжи и биатлон. Сами понимаете, зима у нас длинная, снега много. Традиционно сильный тренерско-педагогический состав и в легкой атлетике. Но и другие виды спорта у нас тоже не на последних ролях. В Тюмени лучшая в стране школа спортсменов-скоростников в скалолазании. Среди тюменских воспитанников чемпионы мира и Eвропы, заслуженные мастера спорта. Титулов и званий очень много. История развития школы «Алькор», где начиналось скалолазание, весьма интересна. Она объединяла три вида спорта: скалолазание, спортивный туризм и гребной слалом. В какой-то момент остро встал вопрос финансирования, поэтому виды спорта постепенно уходили в профильные школы. Например, туризм теперь культивируют в «Пионере», остальные отошли к нам.
— Дети занимаются бесплатно?
— 1750 учатся бесплатно — в рамках муниципального заказа. Тем не менее, платные группы тоже есть практически в каждом виде спорта, кроме гребного слалома.
— Сколько стоит обучение?
— От 1200 до 2400 в месяц. Мы принимаем всех детей. Как правило, платная группа создается тогда, когда уже нет бюджетных мест.
— Что вам за короткий срок удалось сделать в качестве директора школы?
— Администратору не надо лезть в то, что и так хорошо работает. Он должен не мешать и обеспечивать спортсменов и тренеров всем необходимым. А нам есть чем гордиться. Даниил Липихин и Игорь Стафеев заняли третье место на юниорском чемпионате Eвропы по гребному слалому. Они же стали третьими и на юниорском чемпионате мира. Их успехи не ограничиваются последними шестью месяцами, когда я стал во главе школы. Это совместный результат предыдущих руководителей, тренеров и самих спортсменов. Петр Земляков и Сергей Рукин выиграли серебро и золото на юношеском чемпионате Eвропы. Рукин в этом же году стал чемпионом мира в своем возрасте. Eсть много успешных результатов на всероссийском и межрегиональном уровнях.
— Что сложнее для вас: быть профессиональным спортсменом или спортивным функционером?
— Сложности есть везде. В спорте были локальные задачи, требовавшие решения здесь и сейчас. Например, идет чемпионат России, его надо выиграть. В итоге я побеждал в этом турнире 12 раз. Ну и что? Когда добился такого результата в седьмой раз, острота ощущений пропала.
А были и стратегические цели, связанные с переходом на следующий этап. Выступил хорошо на чемпионате области, попал на чемпионат России, там неплохо пробежал — и уже в составе сборной, затем едешь на чемпионат мира. А там новая задача: победить или попасть в призеры, в первую десятку.
На моей сегодняшней должности цели более прозаичные, но их тоже надо достигать. Например, «Алькор» объединился со СДЮСШОР N 2. Юридически процедура практически завершена. У них есть лицензия на дополнительное образование, и у нас есть. А организация же теперь одна, так что надо решать эту проблему с лицензиями. Для этого необходимо пройти через разные бюрократические проволочки.
Много вопросов с гребным слаломом. Были причины, по которым мы не смогли добиться разрешения тренироваться на водном канале у ТЭЦ-2. Дети сегодня занимаются на лодках в большом бассейне. На открытые водоемы выезжают в присутствии тренеров и родителей. При этом нормальных трасс для гребного слалома в России всего две: в Новгородской области и в Подмосковье.
— Ваши воспитанники настоящие бойцы, завоевывать медали на международных соревнованиях в таких стесненных условиях.
— Многие наши спортсмены были на месте гребцов. Например, скалолазы. Они начинали лазать по водонапорной башне напротив библиотеки. Потом на базе клуба станкостроительного завода открыли клуб «Алькор», возвели скалодром для «скорости» на пять метров, хотя длина официального — 15. Когда строили легкоатлетический манеж, заранее запланировали, что там будет, своего рода, уголок скалолазания. Теперь у наших скалолазов шикарные условия, едва ли не лучшие в России.
— Обычно спортсмены в результате становятся тренерами, а вы стали функционером. Почему так?
— Надоело за 18 лет в профессиональном спорте, восемь из которых в составе сборной страны. Дома я был полтора месяца в году. Это сложно. Семья, ребенок, их же видеть хочется, причем как можно чаще, сына воспитывать. Когда я закончил, мне сразу же предложили стать тренером. Я только-только вернулся со сборов. И неважно, что мы постоянно были в Австрии, Финляндии, мол, заграница, сборы, все оплачивается. Я за эти десять лет уже наездился. А тренеру предстоит все то же самое, только в другом статусе. Хочется пожить оседлой жизнью.
***
фото: (вверху) Тренировка учеников СДЮСШОР N 2 на лыжной базе в Затюменском ;;;(внизу) Павел Вавилов.