X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

А если бы Рахманинов не эмигрировал?

Детей из школы искусств имени В. Знаменского в незнании музыкальной истории не упрекнешь.

Ребята и сами могут кое-чему научить. 6 декабря на школьной исследовательской конференции они так и сделали: рассказали, что знают о революции 1917 года и творчестве композитора Сергея Рахманинова.

Музыкальное образование — это не только хоровое пение и игра на инструментах. В школе имени Знаменского считают, что теоретическая подготовка не менее важна, чем практика. Но, к сожалению, истории музыки уделяется не так много внимания, как хотелось бы педагогу теоретических дисциплин Eкатерине Филимоновой.

Поэтому она решила провести в концертном зале школы исследовательскую конференцию, небольшие доклады для которой подготовили старшие воспитанники — дети 13 и 14 лет. Информацию они искали сами, в основном в Интернете, но все равно пришлось прочитать немало статей и биографий.

В музыкальной школе дети впервые столкнулись с форматом конференции. В общеобразовательной школе они, возможно, выходили к доске с презентациями и рефератами, но там это делать проще, привычнее. А здесь, в концертном зале, ребята привыкли заниматься музыкой: петь, играть на духовых и струнных инструментах. Они и не думали, что должны будут публично высказывать мнения об исторических событиях. Так что с горячей дискуссией педагоги решили повременить: дети должны привыкнуть к такой форме внеклассных занятий.

Школьники заметно переживали за свое выступление. И от волнения не особенно следили за чужими докладами: перечитывали свои листочки, переглядывались, а закончив, тяжело выдыхали — фух, мол, справились.

Алиса Зенина во время доклада почти не смотрела в свой листочек и держалась уверенно. Eе тема — революционные песни. Алиса перечислила нескольких композиторов и поэтов того времени — Петра Лаврова, Александра Вертинского, Александра Варламова. Предложила послушать «Рабочую Марсельезу» и романс Вертинского «То, что я должен сказать».

Сама Алиса, пока готовилась, открыла для себя песню неизвестного композитора «Смело, товарищи, в ногу». Говорит, что такую музыку может включать даже в своих аудиозаписях «Вконтакте».

— Мне кажется, это очень сильное произведение, в нем красиво звучит многоголосье, — рассказывает девушка. Она, кстати, обучается на хоровом отделении.

Фото Кати Христозовой

От общего начинающие музыканты перешли к частному — судьбе Сергея Рахманинова. Eкатерина Филимонова считает, что именно авторитетные современники помогают нам понять историю. А для музыкантов Сергей Васильевич, конечно, является таковым.

Воспитанники школы имени Знаменского знают, что он поразил всю страну, за 17 дней написав оперу. Знают, что Рахманинова называют «самым русским композитором», что писал он о судьбе России и ее народе. Композитор был против Октябрьской революции. Но именно она повлияла на его творчество и сделала самого Рахманинова революционером в музыке.

София Мансурова подготовила небольшую презентацию, в которой постаралась понять, чем же помогал Рахманинов России издалека, когда эмигрировал? Она читала, что композитор предвидел, какое страшное будущее ждет Россию. Предвидел это и хотел, чтобы люди услышали предупреждение в его музыке. Своей музыкой к песнопениям он пытался достучаться до людей, решает София.

Подготовила Eкатерина Филимонова воспитанникам школы искусств и творческое задание. Предложила поразмышлять об альтернативном развитии событий: что, если бы Рахманинов не покинул Россию?

Чтобы представить возможные варианты, замечает Eкатерина Борисовна, дети должны хорошо изучить историю жизни Сергея Васильевича и историю эпохи, в которой он жил. Сделать это попыталась Eкатерина Грунина.

Девушка предположила несколько вариантов развития дальнейшей жизни Рахманинова. Оставшись в России, размышляет Eкатерина, Рахманинов мог бы написать больше произведений. У него не было бы перерыва в работе, затянувшегося на несколько лет, и тогда Сергей Васильевич подарил бы нам новые оперы или симфонии. Но этот вариант кажется самой Eкатерине не слишком вероятным.

— В России Сергей Васильевич стал бы контрреволюционером, — с сожалением говорит девушка. — За непринятие революции его творчество бы затравили. Кто знает, как бы он это перенес?

Может, в таких условиях он вообще бы перестал писать и закончил жизнь трагически? Вероятно, так и случилось бы, учитывая, как тяжело Рахманинов воспринимал отрицательные отзывы на свои произведения Цезаря Кюи и Николая Римского-Корсакова, чье мнение очень ценил.

Варианты альтернативной реальности стали заключительным аккордом конференции. Ребята начали расходиться, переобуваясь в коридоре, они хвалили друг друга и делились сомнениями:

— Ты молодец, уверенно рассказывала!

— Да? Так волновалась! — А у меня нога так ужасно заболела, как только я вышла. — Мне местами импровизировать пришлось, забыла листочек с текстом.

Обсуждали проект и педагоги. Они просят не судить ребят строго — школьники ведь впервые выступают. А проводить конференции необходимо и дальше.

Возможно, тогда из внутришкольной инициатива превратится в городскую: участвовать в ней смогут другие школьники или даже студенты колледжа искусств. Тогда и темы исследовательских работ станут серьезнее, а дискуссии острее.

***
фото: Участница конференции Регина Хафизова читает реферат перед выступлением ;Алисе Зениной пришлось выступать первой, она рассказывает о революционных песнях.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта