X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Про школу, сотворчество и яблоневый сад

Книга Лидии Русаковой, директора школы N 70, вошла в шорт-лист регионального конкурса «Книга года» в номинации «Самая популярная книга».

Лидия Николаевна говорит: в двух томах «Сказок об умной, доброй и красивой школе: от школы моего детства — к школе моих учеников» собран весь ее жизненный опыт, полученный сперва в роли учителя, потом — заместителя директора по воспитательной работе — и, наконец, директора.

— Расскажите, пожалуйста, как к вам пришла идея написать книгу?

— Хоть «Сказки о школе» и изданы только в этом году, написала я их десять лет назад. Я тогда отдыхала в санатории и вдруг подумала: «А почему бы мне не написать?» Никакого плана не было: я как восточный певец, который что видит, то поет. Потом в течение десяти лет я периодически к «Сказкам.» возвращалась, что-то правила, разделяла записи на главы. И, наконец, увидела концепцию книги. Вся она посвящена моей жизни. А значит, в ней 50 лет развития тюменского образования. Второй том — это одна большая сказка о школе сотворчества. Там я пишу о школе N 70, которую мы с коллегами создаем последние 15 лет. В первом же томе — разные сказки о школе моего детства — той, в которой я выросла. Она была в селе Ощепково Абатского района Тюменской области. Я верю: в каждом живет школа его детства… Eще в первом томе есть сказки об университете и деревенской девочке; о том времени, когда я становилась учителем; о первых годах моей работы. Книга будет интересна и полезна не только учителям, но и тем, кто воспитывает своих детей. Это не методичка. Это истории, сказки, байки, легенды и жизненный опыт. Книга должна попасть в руки тем, кто хочет поменять школу или жизнь ребенка в семье.

— Почему вы решили создать школу сотворчества?

— Мне хотелось подарить детям умную, добрую, красивую школу. Хоть я и понимаю, что учеба — это тяжкий труд, мне хотелось придумать для детей радостный мир. Ведь даже если ребенок и не успешен в учебе, он может проявить себя в других сферах! Вот это состояние сотворчества и привлекало меня больше всего. Как обычно выстраивают работу в школе? В центр ставят учебу. А у нас в центр поставлены школьные праздники и события, потом — образовательные путешествия, и только когда мы обрадовались жизни и увлеклись творчеством, открыли для себя мир за пределами школы, мы садимся учиться. То есть, концептуально учеба у нас на третьем месте. Это наша особенность. Самое главное, что дети должны усвоить из школьной жизни, — это навыки сотрудничества, сотворчества, интерес к миру, созданию концептуальных продуктов — концертов, спектаклей, выставок. Каждый день у нас происходят какие-то события, бывает, что их по пять-шесть в день. И каждый ребенок может принять участие в одном, другом, третьем. Я всегда говорю: у меня нет плохих учеников, у меня есть заблудшие, но это временно. Им надо указать путь. А прежде надо понять, как лучше это сделать. Ценность книги в том, что руководители школ могут ее прочесть — и взять что-то для себя. Тогда все школы смогут быть школами сотворчества.

— Когда вы создавали школу сотворчества, вы отталкивались от негативных или позитивных примеров?

— От позитивных. У меня была чудесная школа моего детства, просто сказочная! И я не могу сказать, что я успела сделать все так, как делали ее учителя. Там были профессионалы. Они все делали для детей, все — по-настоящему. Ну, представьте: сибирское село. Там понятия сада вообще не было! А они посадили около школы три яблоневых сада. И когда наступала весна, зацветали все яблони, и школа утопала в этом яблоневом сиянии, учительница выводила нас, первоклассников, усаживала под яблони и читала нам или рассказывала что-нибудь… Когда я пришла в школу N 70, здесь не было сада. Eго позже посадили выпускники… А еще в школе моего детства были участки, где выращивали овощи, и у каждого овоща была не просто табличка с информацией — имя было!.. А на Новый год на тройке белых коней к нам приезжал настоящий Дед Мороз. Те учителя дарили чудо — и это желание дарить чудо я несу по жизни. Также у меня была удивительная мама, очень мудрая женщина, при том, что имела всего три класса образования. Как она меня выучила? Она не знала, как меня развивать, но хотела дать мне что-то большее. Тогда она пошла в книжный магазин и сказала продавщице: «Смотри, какие книги покупают учителя. Откладывай их, я куплю своей дочке». Она собрала для меня роскошную библиотеку.

— Какие советы вы можете дать тем преподавателям, родителям и детям, которые еще не успели прочитать вашу книгу?

— Родителям я всегда даю один совет: если не нравится учитель или учебное заведение, немедленно менять либо одно, либо другое! Потому что, если дома родитель будет с негативом слушать ребенка, то у семьи не будет доверия к школе. Кому-то подходит наша школа, где все родители на сцене, где они вместе с детьми везде ездят, где первого сентября дети на линейку приходят, а второго в поход уходят, где обязательно праздники проходят. Вот недавно отмечали День семьи. Три дня! Видели бы вы, какое движение было по микрорайону! В школу, из школы, в тот и другой корпус. Три тысячи детей и более двух тысяч родителей выступили на сцене! Кто-то это все любит, а кто-то — нет. Школа такая, какие дети, родители и социум вокруг… Мой совет учителям — честно работать. Ты должен научить ребенка, именно ты. Ты должен любить его. Но не «я люблю и все прощаю», а честным исполнением обязанностей по отношению к ребенку. А ученикам я всегда даю один совет: развивайте себя во всех областях, которые вам нравятся. И не останавливайтесь на том, что вы сейчас делаете, чего вы уже достигли.

Фото Кати Христозовой

— Какие у вас дальнейшие творческие планы?

— Сейчас я верстаю книгу про Грету. Это будет детская книга о мягкой игрушке — медведице. Встретились мы с ней в сувенирном магазинчике в маленьком городке в Альпах. И там она сидела среди новых нарядных медведей — озорная, потрепанная. Я очень хотела ее купить, но у меня не было с собой денег. И тогда ее купил мне один из моих бывших учеников. Мы с ними, уже взрослыми, с семьями, ездили кататься на горных лыжах. У Греты есть друг — белый медведь. Он большой и не помещается в чемодан, а потому никуда не ездит. Поэтому она приезжает и рассказывает ему истории. Грета ходит с детьми в походы. А еще она тяготеет к искусству: в Вене созерцает картины, в Будапеште любуется на рыбацкий замок, в Люксембургском саду в Париже общается с птичками, в Риге на международной парусной регате катается на паруснике «Крузенштерн». Приключения Греты будут изданы десятью маленькими книжками, в каждой — новая история.

***
фото: Лидия Русакова ;«Сказки об умной, доброй и красивой школе».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта