Разочарование с процентами
Прочитать обо всех условиях банковского предложения по вкладам сложно даже человеку с нормальным зрением: от мелких многообещающих цифр и букв рябит в глазах. Но на помощь приходят улыбчивые консультанты.
Они предложат клиенту устроиться поудобнее и без всяких бумаг расскажут все так, что не останется сомнений: вложить деньги надо именно в этот банк, потому что он предлагает самую высокую процентную ставку!
Сейчас, конечно, пенсионер Александр Яковлевич уже досконально изучил и «мелкую» рекламную листовку, и договор с банком. Волшебной цифры — обещанных 9,15% годовых — нигде нет. В документе речь идет исключительно о 7,95%.
— Эту цифру я видел в договоре и спросил у девочки, которая консультировала меня и мою супругу: почему она тогда обещает нам ставку 9,15 процента? Девочка ответила, что нам повезло — сейчас проходит акция и плюс к тем 7,95% будут начислены дополнительные. Правда, об этом ни в каких бумагах не написано, потому что, по словам менеджера, акция длится недолго и даже нет смысла печатать буклеты, — рассказывает Александр Яковлевич.
Работница банка была очень убедительна. Несколько раз перепроверяла условия договора у своих коллег и в итоге заверила: все будет так, как она обещает. Но есть условие: плюс к основному вкладу (на один год) клиенты должны сделать инвестиционный страховой вклад — 30 тысяч рублей на три года. Без возможности забрать обратно полную сумму раньше этого срока.
Позже выяснилось, что те 30 тысяч ничего не решают. Чтобы получить дополнительный процент, надо, на самом деле, сделать инвестиционный вклад, равный гораздо большей сумме. Но даже в таком случае процентная ставка не поднимется до 9,15, а с учетом капитализации — только до 8,25%.
— Об этом нам ничего не сказали, — разводит руками Александр Яковлевич.
Супруги выяснили это самостоятельно: после того, как несколько раз перечитали договор дома, в Ишиме. Поняв, что все те сладкие речи, которыми их заманили в клиентскую базу, — неправда, они собрались и снова поехали в Тюмень. Попытались попасть на прием к управляющей головным тюменским офисом на улице 50 лет Октября, но клиентов никто не принял. Менеджеры сказали, что у управляющей «совещание за совещанием» и можно даже не ждать.
— И куда только делась вся любезность? — говорит Александр Яковлевич. — С нами обращались не как с клиентами, а как не знаю с кем. Обидно даже не то, что ударили. А то — как подобрались. Ласково, услужливо… А потом — вот…
В итоге супруги расторгли договор с банком. Деньги по основному вкладу им вернули. Eще выдали в кассе шесть рублей 85 копеек. Это проценты (при условии преждевременного расторжения договора они совсем мизерные), которые набежали за 20 дней, что деньги лежали в банке. А 30 инвестиционных тысяч, понятное дело, не отдали — их возвращения придется ждать три года.
Добавьте к этим проблемам потраченные на поездки из Ишима в Тюмень и обратно деньги и жгучую обиду. Чтобы встретиться с управляющей, пожилым людям пришлось несколько дней обивать пороги разных офисов банка.
В прошлую пятницу Александру Яковлевичу пришло смс-сообщение, что его ждут на улице 50 лет Октября в 15.00. Но никто там не ждал. Управляющая, сказали менеджеры, уехала к врачу — у нее давление. Вечером пришло следующее сообщение — назначили на 15.00 на субботу. И опять пенсионер съездил в банк постоять у консультационного окошечка. К нему так никто и не вышел. Встретиться с управляющей получилось только в понедельник.
Она предложила написать жалобу и сказала, что «в ситуации разберутся и выяснят, почему вместо одной процентной ставки клиентам рассказали о другой, не существующей». А пока суд да дело, разочарование Александра Яковлевича и его жены в людях обрастает своими процентами. Они не в пример выше банковской ставки.