Вместе петь и играть веселей!
Городу необходимо больше музыкантов, умеющих работать в коллективе. К такому выводу пришли специалисты городского департамента культуры и несколько сместили акценты набора в детские школы искусств.
Классы народных, духовых и струнных инструментов могут принять больше детей, чем раньше. На этих специальностях учат слышать не только себя, но и дирижера, других музыкантов. Быть вместе, в общем.
Так что на какое-то время эти направления станут приоритетными и в перспективе могут оказаться сильной стороной наших выпускников. Так рассказывает Людмила Макаренкова, начальник отдела, курирующего в департаменте сферу дополнительного образования.
— Все новое — это хорошо забытое старое. В советское время коллективное исполнительство было повсеместным явлением, — объясняет Людмила Тумановна. — Во всех школах существовали хоровые коллективы, оркестры, ансамбли. Ведь совместное творчество объединяет детей. Ребятишки на групповых занятиях реализуются иначе, чем на индивидуальных. Особенно, если вместе играют дети и педагоги. Это очень мобилизует и дает юному музыканту больше стимула для высоких достижений.
Сводных коллективов у нас немало. В школе искусств имени Знаменского давно работает ансамбль народных инструментов. Коллектив начался с шести человек, а теперь в нем полтора десятка преподавателей и учащихся школы. Собираются на репетиции, правда, не очень часто, но этого хватает.
В школе искусств «Лира» есть сводный вокальный ансамбль «Ария», где дети поют вместе с родителями. В марте «Ария» под руководством Eлены Петровой завоевала гран-при на городском конкурсе «Пою тебе, мое Отечество».
Хоры и вокальные ансамбли, кстати, — сильная сторона городских школ искусств. В каждом учебном заведении есть как минимум один хор. В школе Знаменского их пять. В начале декабря все они завоевали награды на региональном открытом конкурсе «Хор без границ». Лауреатами первой степени стали «Вдохновение» из Знаменского, «Камертон», «Рапсодия».
Создаются в школах искусств и детские ансамбли. На базе школы имени Знаменского недавно начал репетировать ансамбль скрипачей «Вдохновение». На базе «Гармонии» — эстрадно-симфонический оркестр.
— Тут мы убили двух зайцев, — поясняет Людмила Макаренкова. — Перед Россией поставлена задача: развивать духовое исполнительство — оно погибало. По Тюмени уже заметно: духовики воспрянули. Появился филармонический оркестр, и мы создали два коллектива в школах искусств.
И у профессиональных музыкантов в оркестре, и у тех, кто занят в ученических коллективах, должна быть достойная смена, считают в департаменте. А откуда она возьмется, если не из школ искусств?
Не так давно силы педагогов были направлены на народные инструменты. Задачу поставили и успешно решили. Раньше в каждой школе на балалайке играли три человека. Сейчас — двадцать, отмечает Людмила Макаренкова.
— Поверьте, это очень сложно, привлекать детей без примеров, — рассказывает она. — Мы поняли, что надо тогда возрождать и профессиональные народные оркестры.
. Что нововведение в школах искусств значит для детей? На духовые, струнные и народные направления выделят больше мест: как платных, так и бюджетных. Кроме того, в 2018 году в школах искусств появятся новые специальности: альт, контрабас, бас-гитара, гусли, мандолина.
Это не значит, что яркие солисты, как Денис Мацуев или Вадим Репин, городу не нужны. Очень нужны! Но яркий талант — во-первых, явление редкое; во-вторых, гений успешно прорастет и в коллективе, легко переключится на сольное исполнение. А вот дети, которые никогда не работали в оркестре или ансамбле, вряд ли смогут быстро наверстать этот опыт, если соберутся в профессиональный коллектив.
***
фото: Скрипачки из школы искусств имени Знаменского ;Детский оркестр русских народных инструментов.